Но есть, однако, одна вещь, которая в 90-е гг. была и которой сегодня в РФ нет. И для меня она была и остается чрезвычайно важной.

Это - полная, почти абсолютная свобода мысли и свобода слова. Нет, не на уровне государства или общества (в этом отношении, в 90-е гг. за "вольнодумство" и "непочтительные речи" тоже можно было поплатиться очень не слабо), а только на личном уровне. Но даже это было очень и очень много.

Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что мое поколение, быть может, было уникально. Во-первых, мы действительно росли вне какой-то государственной идеологии, этаким интеллектуальным бурьяном. Во-вторых, мы, пожалуй, были последним до-интернетным поколением. И в-третьих, мы застали, пусть и на излете, но все же еще сохранявшуюся "книжную" культуру.

Благодаря совокупности этих трех факторов, я действительно мог выбирать. И я выбирал, еще школьником начав читать Климова и Ницше, Канта и Иоанна Лествичника, Ленина и Льва Тихомирова, Кропоткина и Столыпина, и т.д. и т.п. Помнится, в предисловии к работам Ницше (зеленая книжка из "Антологии мысли"), авторства Блюменкранца, было сказано: "При всех минусах дня сегодняшнего в нем все же ощущается катастрофическое отсутствие недремлющей "отеческой" заботы власти о селекции молодых умов. И там, где эти умы все еще произрастают, они имеют все необходимые условия для того, чтобы оставаться дикорастущими".

Слава Богу, я свой шанс "остаться дикорастущим" использовал по полной. И не будет преувеличением сказать, что такого шанса не было ни у тех, кто родился на 10 лет раньше, ни у тех, кто родился на 10 лет позже.

В силу этого, для меня путинское закручивание гаек в сфере свободы слова, запрета книг и т.п. было особенно болезненным. Я вырос в мире, где я мог читать, что считаю нужным, и где никто мне не предписывал обязательных идей и мнений. И даже относительный рост уровня доходов не мог мне компенсировать этой потери.

Но, однако, я не скажу: спасибо, Ельцин. Ибо понимаю: тогдашнее время интеллектуальной свободы - это не его заслуга. Это его недоработка.

Которую он и исправил, уже после 1993 г. став сдавать все больше власти силовикам, а в 2000 г. назначив Путина новым "всенародно избранным" президентом.

Димитрий Саввин

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены