Сегодняшние события заставляют вспомнить другие - те, что происходили в 12-14-м веках.

Единого русского государства тогда не было. Но единое культурное пространство было. Границы его не были четкими, но оно проникало и в литовские земли, и в половецкие...

Охватывало оно и почти всю территорию современной Украины.

А к западу от русского культурного пространства было культурное пространство расцветающей Европы. Центры этого европейского, католического в то время культурного пространства находились далеко: культурный – во Франции; политический – в Риме. Но влияние свое католики распространяли вплоть до границ культурного пространства русского, несравнимо менее энергичного, но вполне, как легко видеть из последующей истории, автономного.

В 13-14-м веках западная часть русского культурного пространства, земли сегодняшней Украины и в какой-то степени Литвы, постепенно начали европеизироваться. Процесс был не моментальный и довольно сложный: его временные границы размыты так же, как и пространственные – точнее, чем в несколько десятилетий их не определить. В общем же, можно сказать, что до полного отделения бывшей западной части русского культурного пространства ушло лет 100-200.

Чем это закончилось для предков украинцев и литовцев, хорошо известно: став подбрюшьем (польского) подбрюшья культурной Европы, к 16-17-му векам эти земли оказались в весьма незавидном положении. И даже не в смысле экономического благосостояния: уровень потребления в те века был не сегодняшним и в Париже; что уж говорит о русских деревнях. А в смысле культурном. И не столько в более низком по сравнению с европейским уровне культурного развития, сколько в смысле градиента культурного развития. Он был очень низким и по сравнению с европейским, и по сравнению с российским. Что, собственно, и предопределило последующее возвращение "блудного сына": в России, с Россией можно было развиваться много быстрее. Конечно, запорожские казаки, признавая власть московского царя, не осознавали этого ясно, но чувствовали, как чувствали то же самое все народы, в разное время прыгающие на подножки разных культурных локомотивов истории.

Но я хочу сказать о другом. Что стало причиной этого драйва западных русов в сторону Европы? Почему его не было у русов восточных? И вот тут за ответом нужно обратиться к более ранним событиям – концу 12-го века.

1169 год. Под руководством владимирско-суздальского князя Андрея Боголюбского происходит захват Киева. В нем участвовали разные восточные русы, включая и половцев – обитавших в современном Черноземье. "И два дня грабили весь город, ...и не было помилования никому и ниоткуда. Церкви горели, христиан убивали, других вязали, жен вели в плен, разлучая силою с мужьями, младенцы рыдали, смотря на матерей своих. Взяли множество богатства, церкви обнажили, сорвали с них иконы, и ризы, и колоколы, взяли книги, все вынесли смольняне, и суздальцы, и черниговцы, и Ольгова дружина. А поганые зажгли монастырь Печерской Святой Богородицы... И было в Киеве стенание, и туга, и скорбь неутешная, и слезы непрестанные".

Прошло 34 года. 1203 год. Теперь в союзе с теми же половцами Киев разоряют черниговцы (восточные границы этого княжества в 12-м веке доходили до Рязани и Мурома). "...Взят был Киев Рюриком и Ольговичами и всею Половецкою землею, и сотворилось великое зло в Русской земле, какого зла не было от крещения Киева".
Интерпретировать эти события как "зверства москалей", конечно, нельзя. Зверством москалей это не было. Это было просто зверством. И все же не совсем "просто". Это было зверство людей одной культуры, одного языка и в этом (а не в биологическом) смысле – "одного корня". Братья (не по крови – по языку и культуре) шли на братьев и безжалостно их уничтожали.

Так что же удивляться, что избиваемый брат захотел убежать из такого братства?

И 400 лет прошло прежде, чем рана смогла затянуться. Да, и затянулась ли она полностью? События последнего времени показывают, что до конца-то она не затянулась и за 800 лет. Чего только ни пережили вместе восточные и западные русы за последние столетия! А рана все не затягивается.

Каким же нужно быть безумцем, чтобы вместо лечения расковыривать ее снова! Да, еще и под бредовый лепет о русском мире.

Не может быть русского мира без мира в сердце. А какой может быть мир в душе, когда одна часть тела лупит по другой?

Александр Зеличенко

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены