Валерия Ильинична, мне жаль. Вечная память. Знак эпохи перемен. Тысячу раз я была с ней не согласна НИ В ЧЕМ. В максимализме, в радикализме, в перфекционизме, в минимальном отсутствии гибкости. И всё же, кажется мне сейчас, в чем-то самом главном согласна.

Вот со всем этим перечисленным она была одной из редких точек отсчета. Действительно - знаком.

Тысячу раз я бесилась, когда к правозащитникам причисляли Новодворскую и мерили их по ней. Я говорила: она не правозащитник, а политик. Сейчас думаю: а какой она политик, если она никогда не ставила себе локальных целей и не то, что не умела, а просто не стремилась их достигать? Нет, она не политик. У нее была одна цель, глобальная, всеобъемлющая, наверное - и недостижимая в принципе. Но она от нее никогда не отрекалась. Ни в угоду политической необходимости. Ни просто из соображений целесообразности. И, наверное, так было нужно.

И честно. О себе я уже никогда не смогу такого сказать. И поэтому (не знаю, кстати, какой Веры Валерия Ильинична), но вот ее священную борьбу-то Всевышний, почему-то мне кажется, примет, а насчет меня - это бабушка очень надвое сказала. Или Царствие Небесное. Или - вечная память.

В конце восьмидесятых мы на улице, гуляя с подружкой, познакомились с мальчиками. Что ли время было такое, но, видимо, мы решили, что отличным способом продолжения знакомства будет нам сейчас поехать в центр на несогласованный митинг. То ли мы поехали не на митинг, а гулять, но попали мы, опять же, на несогласованный митинг. Где было когда-то кафе "Лира". У кафе "Лира" задерживали Леру. Взмывал на столбе запретный тогда трехцветный российский флаг - и к нему устремлялись толпы омоновцев в доспехах и шлемах - сорвать! задержать! Сшибали с ног всех, попадавшихся на пути.

Это был первый несогласованный митинг, который мы увидели. Первое задержание. Валерия Ильинична стояла в толпе, но почему-то одна, и она никуда не бежала. Она вообще никогда никуда не убегала и не отступала. Ну, человек такой. Особенный.

Так мы увидели несогласованный митинг и, я думаю, мою личную судьбу это в очень большой степени предопределило. Не буду сейчас об этом, потому что этот пост - не обо мне. О Валерии Ильиничне.

Я никогда с ней не была близка и не стремилась к этому: было заведомо понятно, насколько мы разные. Она и ее публикации, ее бескомпромиссность, вечная уверенность в собственной правоте, меня раздражали. Для меня всегда важнейшим было суметь отступить на шаг, признать ошибку или торопливость, услышать другого, чтоб потом уже вместе сделать этот шаг вперед. Для нее было важно не отступить ни в чем. Идти напролом. Оставаться на месте. Не отречься от мечты.

Она была при всём при этом - одной из редких точек опоры. Отсчета. Что там Валерия Ильинична опять написала? Почему кипят блоги? А... Я могла с написанным не соглашаться, но мне непременно было нужно это знать: она задавала вектор, систему координат. Есть очень немного людей, которые задают систему координат, в которой я нахожу свою точку. Точку своей позиции. Валерии Ильиничны не стало - и мне сложней ориентироваться на местности. Будто компас потерялся, и не поймешь, где север, а где юг. И где я. И на что мне ориентироваться, как прокладывать путь.

Скажу банальность: к ней нельзя было относиться нейтрально. Или верить. Или ненавидеть. Можно - восхищаться. Можно - зло высмеивать. Ее жизнь, ее выбор заслуживают моего уважения. Естественно, только сейчас, задним числом, как обычно, я понимаю, что потеряна точка опоры. Одна из немногих для меня. И ориентироваться по жизни стало еще сложней. Понимаете, Валерия Ильинична не врала. Она была честной. На мой взгляд, во многом ошибалась, но она - НЕ ВРАЛА. А много нас, тех, кто не врет? В этом смысле она была уникальна.

Ее жизнь - ее Путь. В принципе - путь воина. Она прошла его достойно, не спотыкаясь. И с ней уходит эпоха, а я понимаю, что, например я Валерию Ильиничну на ее месте не сменю. И никто ее не заменит. Очень мало людей, которые не врут и не отступают. Наверное, единицы. Вот одной не стало. И для меня эта потеря невосполнима.

Вот некому теперь будет стоять в толпе, но одной на площади, когда к тебе бежит толпа людей в шлемах, и никуда не отступать. По большому счету - не отступать. Не делать шаг назад и даже чуть-чуть в сторону. Быть компасом, чтоб север и юг всегда оставались на своих местах.

До свидания, Валерия Ильинична, простите меня.

Анна Каретникова

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены