Дело будущих историков разобрать сцепление событий, приведшее к драматическим событиям на Украине и вторжению России на территорию страны. Им будут известныскрытые сегодня документы, возможно, мемуары и свидетельства участниковсегодняшней драмы.

События уйдут в прошлое, тем самым успокоятся, и о них можно будет судить без сегодняшней предубежденности участников и заинтересованных наблюдателей.

Наверное, украинская драма, переросшая на улицах Киева в трагедию, послужит предметом не одной увлекательной исторической работы.

Мы, современники, ограничены в документах и свидетельствах участников о внутренней сути происходящего. Зато у нас есть то, что будущим историкам можно будет установить только после серьезной работы – ощущение духа времени. Оно, конечно же, у разных наблюдателей разное. И, тем не менее, это то, что дано нам, так сказать, непосредственно.

С моей точки зрения российское руководство в отношениях с Украиной является жертвой охранительной идеологии – того своеобразного консерватизма, который можно назвать словосочетанием "советский реваншизм". Довольно, впрочем, ограниченный, - лишенный, коммунистической идеологии и обладающий небольшими ресурсами.

Но это общая канва, которая вполне могла не привести к событиям, которые случились. Конечно, без нее - этой своеобразной атмосферы советчины, милитаризма, авторитарного правления не был бы запущен механизм вторжения. Однако, последовательное рассмотрение событий, возможные альтернативы в их развитии, показывает, что предопределенности не было.

Похоже, что само разворачивание кризиса было обусловлено сочетанием случайных причин - цепляясь одна за другую, нарастая как лавина, они привели к частичному обрушению. Если это так, то политика российских властей лишена долгосрочного расчета, плохо просчитана, носит характер импровизации.

История далеко не закончена, но в ходе событий, похоже, наметился перелом. На начальной стадии конфликта – после ввода российских войск в Крым, В.В. Путин владел инициативой. Сегодня, похоже, наступление остановилось, инициатива потеряна.

Фактор времени имеет решающее значение. Разумеется, времени не просто физического, а политического – наполненного действиями, прежде всего украинского политического класса и американской дипломатии, роль которой, я оцениваю очень высоко.

Главных достижений в противостоянии с иррациональной российской линией за прошедшее время было четыре:во-первых, конфликт вокруг Крыма не перерос в вооруженное противостояние, что позволило его в определенном смысле локализовать. Отчасти это было обусловлено российской позицией, но роль украинских властей нельзя недооценивать. Случись более или менее масштабное военное столкновение, мы имели бы совсем иное измерение кризиса и другие последствия, во-вторых, проявленная властями Украины твердость в борьбе с преступностью самого разного толка, показала, что власть в стране есть. Пусть эта борьба находится в начальной стадии, тем не менее, российское государство встретило ясный и твердый отпор как своим действиям на востоке Украины, так и содержательный ответ на свою пропаганду.

В этом же направлении действует и начинающаяся избирательная кампания по выборам президента страны. Эту линию можно назвать восстановлением институтов государства, в-третьих, присвоение Крыма и первые попытки разобраться с его экономическими проблемами, похоже, несколько отрезвили российские власти, привели к мысли, что повесить на слабую российскую экономику еще несколько украинских регионов - не самая хорошая идея, в-четвертых, международная реакция сыграла позитивную роль, во всяком случае, в локализации кризиса и несколько отрезвила горячие головы "партии войны" в Москве.

Все это, разумеется, не означает, что основная линия реваншистов в России, поколеблена.

В частности, пожелания федерализации Украины имеют простую цель – превратить восток Украины в инструмент политики российского руководства, в постоянный фактор раздражения внутри страны и, следовательно, своего влияния. От прямой военной агрессии, похоже, отказались, но сама цель - превратить Украину в зависимую от России страну, сохранилась.

Перед украинским политическим классом стоит очень сложная задача. Он открыл путем человеческих жизней, территориальных потерь, упадка экономики окно возможностей – изменить коррупционную власть, перестроить ее на европейский манер, последовать европейским образцам, создать привлекательную для граждан политическую модель, столь непохожую на российскую.

Это сложно сделать со старыми, пропитанными коррупционными привычками кадрами и, наверное, дефицит людей на Украине, способных вести себя на государственных постах иначе, если я правильно понимаю проблему, велик.

Другая проблема – экономическая. Она, по-моему, еще сложнее политической, но, во всяком случае, если будет выдержан курс на постепенное установление правового порядка, улучшение инвестиционного климата, то можно высказать осторожную надежду, что задача решаема в течение нескольких лет.

Наступает время подводить первые итоги. Если время, отпущенное Украине, будет наполнено усилиями ее политического класса и людей по созданию европейской страны, то она обязательно выиграет.

Этого нельзя сказать о России, которая получила в свой состав вместе с зарядом сивушного минутного вдохновения серьезную экономическую проблему – Крым. Не менее плохо и то, что уверенно ведущая Россию к пропасти дряхлая коррумпированная авторитарная система получила импульс к продлению своей нездоровой жизни – истощению сил страны путем ограничения свобод, милитаризации, ослабления экономики, отравления граждан реваншистским ядом.

Украина, несмотря на огромные проблемы, во всяком случае, имеет сегодня возможность предпринять решительные перемены и создать государство, в котором граждане – главный смысл. Россия, несмотря на кажущийся зенит могущества и влияния, на самом деле находится на издыхании, не имеет хороших перспектив.

Алексей Мельников

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter