Сегодня вносим в КоАС (Кодекс административного судопроизводства) пакет важных поправок, разработанных совместно с экспертами Комитета гражданских инициатив А.Кудрина.

КоАС — это т.н. административная юстиция, которая будет регулировать споры граждан с государством. Идея, может, и правильная, но если наши поправки не будут приняты, то борьба граждан с чиновниками будет проходить "в одни ворота". Угадайте, в какие!

Чиновники придумали, как отбить у граждан всякое желание судиться с государством и прописали кучу фильтров.

Например, представлять интересы граждан в судах смогут только лица с высшим юридическим образованием. Не сможет ваш адвокат предъявить в суде соответствующий диплом — до свидание! Для справки: у многих кандидатов юридических наук нет высшего юридического образования.

Это цветочки по сравнению с другим ноу-хау. Проигравшая сторона, по мнению авторов КоАС, обязана компенсировать судебные затраты победившей. Если гражданин проиграл суд государству, то обязан еще и оплатить его расходы на адвокатов. Как вам такое?! Суд превращается в казино юстиции, предлагает вам сыграть по правилам казино, обязательно проиграть и раскошелиться. Захотят граждане после этого подавать иски против чиновников?!

Существенно ограничиваются избирательные права граждан. Если раньше все могли обжаловать нарушения избирательных прав, то теперь у каждого свой предмет обжалования. Журналисты могут обжаловать только нарушения прав журналистов, наблюдатели — прав наблюдателей. Т.е. если тебе не мешали писать и наблюдать за тем, как на участке фальсифицируют выборы, так твои права и не нарушались вовсе.

Не каждый кандидат сможет обжаловать итоги выборов, а избиратель, как предлагают авторы КоАС, не сможет обжаловать фальсификации не только в округе, но и на своем участке.

Подробнее можно прочитать обо всем этом у Андрея Бузина.

Конечно, административная юстиция должна начинаться с новых всенародно избранных судей. Они должны заменить сегодняшних "футболистов в мантиях", которые профессионально отфутболивают граждан, отбивая у них всю охоту судиться с государством.

Справедливые решения возможны только тогда, когда судьи независимы, обладают реальной властью и легитимностью. В условиях телефонного права даже самые лучшие в мире кодексы работать эффективно не будут.

Но тем не менее мы внесли поправки, скорее, чтобы не стало еще хуже.

Текст 23 поправок к проекту федерального закона № 246960-6 "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" можно найти здесь.

В целом, все поправки направлены на устранение противоречий внутри самого кодекса, а также на расширение возможностей по борьбе с фальсификациями на выборах и с недобросовестными избирательными комиссиями.

Вкратце, суть 23 поправок:

1.? Установление подсудности за бездействие комиссий и должностных лиц этих комиссий (устранение неточностей).

2. ? Споры между региональными отделениями Минюста и региональными отделениями партий должны решаться на уровне регионального суда.

3.? Все споры с ЦИК должны решаться на уровне Верховного Суда РФ.

4.? Аналогичный порядок для оспаривания отказа в регистрации партий и общероссийских общественных объединений.

5.? Отмена обязательного юридического образования для представителя в суде.

6.? Отмена требования по возмещению судебных издержек со стороны граждан государству.

7.? Связана с поправкой выше.

8.? Связана с поправкой выше.

9.? Связана с поправкой выше.

10. ? Для подачи искового заявления не должны быть обязательно нарушены именно права истца. Нарушены они или нет, может быть выяснено лишь в процессе рассмотрения дела по существу.

11.? Возможность оспаривания результаты выборов всех уровней (в законопроекте первого чтения исключены выборы депутатов ГД и выборы президента)

12.? Устранение противоречия, дающего право зарегистрированным кандидатам оспаривать регистрацию других кандидатов, что никак не нарушает их права.

13.? Право избирателей и наблюдателей оспаривать итоги голосования и результаты выборов.

14. ? Право политических партий и членов избирательных комиссий подавать иск в защиту избирательных прав неопределенного круга лиц.

15.? Возврат годичного срока на подачу заявлений по итогам голосования и результатам выборов.

16. ? Исковое заявление об отмене регистрации кандидата может быть подано в суд не менее чем за 12, а не за 8 дней до дня голосования.

17.? Поправка связана со смягчением положений о сроках, не подлежащих восстановлению независимо от причин их пропуска (мотивировано тем, что зачастую сроки пропускаются по причине сознательного саботажа недобросовестных ИК).

18.? .Относит пропуск установленного срока обращения в суд по причине бездействия или несвоевременного действия ИК к уважительным причинам пропуска сроков.

19.? Связана с поправкой выше.

20. ? Установление приоритета срочного рассмотрения для дел, связанных с нарушением избирательных прав членов ИК и наблюдателей при установлении итогов голосования.

21.? Связана с поправкой 16.

22.? При привлечении судом ЦИКа к участию в деле для дачи заключения, это заключение обязательно должно быть утверждено коллегиально на заседании ЦИК.

23.? Изменены сроки доставки дела в суд апелляционной инстанции.


P.S: Хочу поблагодарить эксперта КГИ Аркадия Любарева за активное участие в подготовке поправок к КоАС, который мы сегодня будем обсуждать на круглом столе в КГИ в 12:00.

Дмитрий Гудков

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены