Просмотрел часть документов из дела адвоката Суханова и хочу высказаться по паре аспектов, ускользнувших от тех, кто этим делом занимался. Выскажусь вкратце, поскольку даже в том минимуме документов столько интересных подробностей, что я боюсь утопить в них то, о чем хочу написать.

Адвокату из Магадана Алексею Суханову в ходе исполнения им своих обязанностей стали известны отрывочные сведения о некой преступной группировке Магадана, возглавляемой полковником ФСБ на пенсии. Группировка захватывала квартирный рынок города, убивая владельцев квартир (одна из подзащитных Суханова и была обвинена в таком убийстве), завозила в Магадан наркотики и вывозила из области украденное на приисках золото. Когда таких сведений накопилось достаточно, чтобы сделать предварительные выводы, Суханов изложил их на четырех страницах и 10 марта 2010 года отправил директору ФСБ Александру Бортникову.

Остановимся на этом.

Из документов следует, что сегодня ФСБ старается выдать Суханова за "неадеквата". Согласимся с мнением ведомства, ведь сегодня адекватные люди понимают, что о преступлениях ФСБ могут громко говорить только сумасшедшие, а нормальные люди обязаны "помалкивать и сопеть в две дырки". Это и есть нынешнее "адекватное поведение". Не буду говорить о гражданском долге. Кому он сегодня нужен при такой власти в Кремле? Скажу о другом.

Убийство и распространение наркотиков — это особо тяжкие преступления. А согласно статье 316 УК РФ, "заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Примечание. Лицо не подлежит уголовной ответственности за заранее не обещанное укрывательство преступления, совершенного его супругом или близким родственником".

Поскольку упомянутый полковник ФСБ на пенсии не являлся супругой или близким родственником Суханова (они даже не знакомы), то по мере ознакомления с фактами преступной деятельности этого полковника Суханов сам становился преступником. Ему что-то надо было делать, и единственный выход, как вы понимаете, — сообщить "куда следует". Вот он и сообщил.

Конечно, есть простой путь — убить Суханова и тех, кто сообщил ему о мафии, но Суханов уже впутал сюда самого Бортникова, и как-то не очень хорошо будет выглядеть убийство того, кто к Бортникову обратился. Получится не совсем демократично.

Спорю на что угодно: ни один юрист не догадается, что придумал Бортников. Не он, конечно, а его люди, но поскольку они подчиняются директору ФСБ, то авторство можно приписать и ему в том числе. Комбинация двухходовая, поскольку в ФСБ люди сообразительные!

Итак, упомянутый полковник (фамилию не называю, поскольку она потянет за собою те обстоятельства, которые я хочу пока не трогать) подал на Суханова иск в местный суд в рамках статьи 152 ГК РФ за распространение сведений, не соответствующих действительности.

Тут, наверное, и не юристы понимают, что с точки зрения права это бред. Однако Верховный суд в пункте 10 постановления пленума номер 3 от 24 февраля 2005 года "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" прямо указал: "Статьей 33 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан направлять личные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции обязаны рассматривать эти обращения, принимать по ним решения и давать мотивированный ответ в установленный законом срок. Судам необходимо иметь в виду, что в случае, когда гражданин обращается в названные органы с заявлением, в котором приводит те или иные сведения (например, в правоохранительные органы с сообщением о предполагаемом, по его мнению, или совершенном либо готовящемся преступлении), но эти сведения в ходе их проверки не нашли подтверждения, данное обстоятельство само по себе не может служить основанием для привлечения этого лица к гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку в указанном случае имела место реализация гражданином конституционного права на обращение в органы, которые в силу закона обязаны проверять поступившую информацию, а не распространение не соответствующих действительности порочащих сведений".

Вдумайтесь в последние слова цитаты. Чтобы быть виновным в рамках статьи 152 ГК РФ, нужно РАСПРОСТРАНИТЬ сведения, но ведь Суханов их не распространял! Распространили эти сведения Бортников, переславший их в УФСБ Магадана, упомянутый полковник, обратившийся с ними в суд, суд на своем открытом слушании дела, облсуд на слушании кассационной жалобы и Верховный суд, который жалобу Суханова уже рассмотрел и, не моргнул глазом, подтерся своим же постановлением. Им должен был бы вчинить иск ветеран "плаща и кинжала" за распространение сведений, а не Суханову.

Итак, магаданские суды первой и второй инстанций в гражданском процессе рассмотрели уголовные преступления полковника, признали его вину недоказанной, а Суханова признали виновным в распространении сведений, не соответствующих действительности. Но это не самое пикантное (что из себя представляют суды в России, известно всем, кто с ними общался). Дело в том, что суд не посчитал заявление Суханова Бортникову заявлением гражданина в государственный орган потому, что Суханов написал его на бланке своей адвокатской конторы, то есть это уже вроде не заявление гражданина, а документ организации. Однако статья 152 ГК РФ прямо указывает, какое решение в таких случаях обязан принять суд: "Если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву". Вы понимаете, что суды от районного до Верховного "пилюнули" на это указание закона и не потребовали от адвокатской конторы отозвать письмо Бортникову. Но опять спорю на что угодно, что даже юристы, прекрасно знающие наши суды, не догадаются, какое исковое требование ветерана ФСБ признали.

"Обязать Суханова Алексея Александровича в месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу направить на имя директора ФСБ письмо, в котором указать, что сведения, изложенные Сухановым Алексеем Александровичем в письме на имя директора ФСБ от 10 марта 2010 года рег. № С-29, а именно (далее идет длинное перечисление сведений — прим. Ю. М.)… не соответствуют действительности" (решение Магаданского городского суда от 28 июля 2010 года).

Оцените: суд требует ответчика не сообщить о решении суда, как это требует статья 152 ГК РФ, а написать ПРИЗНАНИЕ, что ответчик клеветал. Суханов написал Бортникову письмо, что гражданский суд признал полковника невиновным в уголовных преступлениях. Не вышло! Судебные исполнители, пока штрафами, а в перспективе и тюремной отсидкой за неуплату штрафов требуют от Суханова именно признания в клевете, как того потребовал суд. Это первый ход.

Пусть юристы, знающие, сколько времени занимает рассмотрение гражданских дел в судах, оценят скорость: 10 марта Суханов отправляет письмо в Москву, а 28 июля суд уже принял решение.

А теперь второй ход. Следственный комитет в Магадане начинает проверку сведений о преступных деяниях полковника и аж 21 октября 2010 года вызывает славного и почетного ветерана ФСБ для дачи объяснений. И ветеран заявляет, что: а) суд уже рассмотрел его дело и признал его невиновным; б) он подаст заявление о возбуждении уголовного дела против Суханова за клевету (для пункта б не хватает пока признания самого Суханова в клевете).

В результате Следственный комитет Магадана письмом номер 744/134ск-10 от 23.05.2011 сообщил Суханову, что по его письму Бортникову возбуждать уголовное дело и расследовать убийства, распространение наркотиков и кражу золота не будет, поскольку "по поводу возможной причастности сотрудников УФСБ России по Магаданской области к деятельности организованной преступной группы установлено, что решением Магаданского городского суда от 28 июля 2010 года признаны не соответствующими действительности… сведения, изложенные Вами в письме от 1 февраля 2010 года на имя Директора ФСБ России". Все.

Во время оно бывший "крестный отец" Путина Борис Березовский, чтобы отмазать крестника от подрыва домов гексогеном, характеризовал сотрудников ФСБ как неумелых и не способных на сложные дела. Мол, ну уж куда им до такого сложного дела, как взорвать дома и не попасться. А тут смотрите, какая изящная комбинация! Растут люди!

Ну и задумайтесь. Даже если мы трудоголики, станем ли мы делать лишнюю работу? Пойдем ли мы без крайней необходимости кривой дорожкой, если есть прямая? Стала бы ФСБ городить этот забор с судами, если бы полковник действительно был невиновен, а ведомство действительно боролось с преступностью, а не "крышевало" ее?

Короче, все, кто в адеквате, сопите в две дырочки, а те, кому в этом адеквате стыдно, напоминаю, что есть у нас главный блюститель закона в России — генпрокурор Юрий Чайка. И есть люди, которые очень хотят видеть эту гордую птицу без заграничных счетов и виз. Кроме того, есть люди, которые хотят, чтобы "список Магнитского" возглавила именно эта гордая птица. Ведь именно она, а не мелкие клерки станет украшением этого списка.

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Юрий Мухин

! Орфография и стилистика автора сохранены