В Москве 23 ноября состоялась премьера театра "МЫ" Магдалены Курапиной. Спектакль играли на малой сцене театра "У Никитских ворот" в рамках показа дипломных работ режиссерского курса худрука театра Марка Розовского.

Пьеса "НеУДОбные" открыла цикл спектаклей его учеников. По словам Розовского, театр Курапиной необычен тем, что построен на документальном материале и его спектакли исполняют непрофессиональные актеры. "Спектакль основан на записях людей в местах заключения. Он полон наблюдений. Непримиримая правда жизни ужасает и шокирует, но в ней есть своя мудрость", — сказал Розовский перед началом спектакля.

Розовский отметил, что к людям, которые находятся в местах лишения свободы, российская культура всегда относилась с вниманием — "Остров Сахалин" Антона Чехова, знаменитый "Архипелаг ГУЛАГ" Александра Солженицына.

"В нашей стране последнее время народ озлобленный, понятие милосердия уходит из нашего быта.

Любой рассказ о жизни людей отверженных со стороны искусства, а особенно документальный, лично я приветствую", — заключил Розовский.

Всех актрис, декорации и костюмы Курапина привезла из Петербурга за свой счет.

Свет гаснет, звукорежиссеры возвращаются из курилки, начинается спектакль. На сцену выносят символические железные "нары", на них сидят три женщины. Кроме этих нар, декораций больше не будет. Действие происходит в женской колонии общего режима, жизнь девушек расписана по часам. Подъем, зарядка, уборка, шитье формы для полицейских.

Все, о чем они говорят и на что надеются, связано с волей, свободой — с их семьей, единомышленниками или любимыми.

Одна из арестанток, Люба, врач-анестезиолог, убила своего сожителя-наркомана. Между ее сокамерницами происходит такой диалог:

Славка (работала официанткой, осуждена за кражу): "Знаю я вашу любовь, вот у Любки тоже любовь была, а зарубила топором его тоже по большой любви?"

Наташа (сидит по политической статье): "Да что ты знаешь об этом, она две ставки тянула в больнице, сына на ноги ставила. А когда этот ее возлюбленный появился, она хоть жить начала, он ей по дому помогал. С такой жизнью разве сразу поймешь, что твой жених наркоман? А вдруг как-то домой пришла, а он и сын в отключке, вмазанные лежат. Тут у нее крыша и поехала, она и за топор".

В ежедневном быте, в ощущении безысходности и монотонности у женщин остаются письма и церковь, куда они часто ходят помолиться и попросить каждая за своих, но все без исключения — свободы.

Надзирательница в колонии относится к ним с практически материнской заботой. Схожесть людей по обе стороны решетки была блестяще описана Сергеем Довлатовым в "Зоне". Вот и сейчас Мария Николаева отлично сыграла надзирательницу МырБыр, которая для виду строго, но на самом деле с опекой относится к арестанткам.

Магдалена Курапина написала пьесу по тюремным записям художницы Натальи Черновой, активистки партии "Другая Россия". Сама Чернова отсидела три года в колонии за мирный захват администрации президента в декабре 2004 года.

Об активистах партии "Другая Россия" по книге Захара Прилепина в 2011 году ставил спектакль режиссер Кирилл Серебренников. По сцене проносились ОМОН и отчаянные молодые люди, родившиеся в 80-х.

Спекталь "НеУДОбные" не получится посмотреть отвлеченно. Он втягивает, заставляет присутствовать. Характеры и диалоги настолько реальны, что становится жутко.

Жутко от того, что тысячи людей сейчас находятся за решеткой, и для них это не закончится через полтора часа, отведенные на постановку.

О чем пьеса? О жизни, которая не прекращается нигде, о любви, о выборе, о смирении, о тревоге, о сомнениях и вере. И о свободе — первом инстинкте человека.

Марина Курганская

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

28.11.2012,
Марина Курганская