Нашумевшая история с попыткой министра культуры запретить показ на канале НТВ скандального фильма "Служу Советскому Союзу" получила неожиданное продолжение. Причем это продолжение приобрело поистине трагикомичный характер.

Комичной ситуация оказалась потому, что после упомянутого фильма на канале сразу же показали не менее скандальную (правда, по большей части в среде профессионалов) ленту Михаила Чиаурели "Падение Берлина".

Историки кино обвиняют этот фильм в крайней политической ангажированности и намеренном искажении известных фактов. Зато поклонников генералиссимуса именно ангажированность и искажение привлекают в этом фильме вот уже много лет. Поэтому канал НТВ сделал сталинистам поистине царский подарок. Тем более что в результате скандала с предыдущей лентой аудитория канала заметно возросла, и вторую "фальшивку" посмотрело даже больше зрителей, нежели она могла бы собрать при обычном показе.

Столь же комичным (если здесь уместно это выражение) оказался стихотворный ответ генерального директора НТВ Владимира Кулистикова министру культуры Владимиру Мединскому. Несмотря на неуклюжую попытку стилизовать его под известную песню Юза Алешковского, он произвел впечатление явной издевки, причем издевки не над адресатом, а над зрителями.

Внешне авторы ответа — поскольку никто не предполагал всерьез, что таковым является сам Кулистиков, — ратовали за свободу слова в телеэфире и даже иронично называли своего "кормильца", подобно отъявленным оппозиционерам, "зомбоящиком". Но это была тщательно выверенная и дозированная ирония. На самом деле авторы текста были вполне удовлетворены как самим "ящиком", так и результатами своей работы. В итоге смысл появления стихотворного ответа так и остался неясным.

Недаром одновременно в блогосфере распространилось мнение, будто гневное письмо Мединского и последующее упрямство канала, отказавшегося снять фильм с эфира, стали частью также тщательно продуманной рекламной кампании.

Скорее всего, в этом утверждении есть значительная доля истины. Я бы добавил только, что кампания эта носила не экономический, а идеологический характер.

Есть все основания полагать, что она ставила своей целью привлечение внимания отнюдь не к достаточно среднему фильму "Служу Советскому Союзу", а к политической линии канала НТВ в целом. В русле этой линии оказался и показ "Падения Берлина" (более, что греха таить, эмоционально выигрышного, нежели предшествовавшая ему лента), и содержание последующих текущих программ канала.

Здесь, пожалуй, заканчивается фарс, и вся история приобретает серьезный, если не сказать драматичный, оттенок. Ибо вдоволь поиздевавшись над доверчивыми зрителями и поиграв в независимость, продюсеры федеральных каналов вернулись к своей будничной работе — продолжили мочить "несогласную" антипутинскую оппозицию из телевизионных орудий всех калибров.

На том же НТВ уже на следующий день после скандального кинопоказа был продемонстрирован сюжет, разоблачающий "коррупционные махинации" оппозиционного депутата Геннадия Гудкова. Почти наверняка можно утверждать, что при подготовке сюжета авторы, мягко говоря, не стремились следовать действительным фактам.

Сам Гудков заявил, что собирается подавать на канал в суд за клевету. Но об этом узнали лишь пользователи Интернета в крупных городах. Зато сюжет, разоблачающий "продажного" депутата, посмотрела вся страна.

Спустя еще один день на другом федеральном канале демонстративно "указали на место" зарвавшемуся журналисту. Руководство Первого канала предъявило ультиматум Владимиру Познеру, осмелившемуся на сотрудничество с "враждебным" телеканалом "Дождь" и даже выступившим в качестве соведущего передачи "Познер и Парфенов". Владимиру Владимировичу предложили сделать выбор между двумя каналами. Познер этот выбор сделал и предпочел остаться на главной государственной "кнопке".

Кстати, на состоявшейся в минувший вторник встрече с журналистами в петербургском пресс-клубе "Зеленая лампа" основатель партии "Яблоко" Григорий Явлинский вполне трезво оценил сложившуюся ситуацию. По мнению Явлинского, руководитель Первого канала Константин Эрнст объективно в силу сложившихся в России реалий не мог допустить, чтобы его сотрудник одновременно работал и на главном федеральном канале, и на оппозиционной телестанции, каковой, по мнению властей, является "Дождь".

С другой стороны, выбрав Первый канал, Владимир Познер должен был сам отдавать себе отчет в том, что он выбирает канал, главной задачей которого является проправительственная агитация и пропаганда. Но ему была предоставлена возможность выбора, и Познер, как уже было сказано, его сделал.

Не думаю, правда, что главную роль здесь играли материальные соображения. Просто Владимир Познер, как талантливый прагматик, предпочел работу на массовую многомиллионную аудиторию сомнительной роли "звезды" на пока не самом популярном "нишевом" канале. Упрекать его за это трудно.

В истории с ультиматумом Владимиру Познеру можно проследить еще одну важную тенденцию.

Государство вновь продемонстрировало свою заинтересованность в привлечении на свои каналы ведущих журналистов и готовность и впредь контролировать главные телевизионные частоты, не допуская к ним оппозицию на пушечный выстрел. Иными словами, "несогласным" по-прежнему закрыта дорога в телестудии главных каналов страны.

Напомним при этом, что подавляющая часть телезрителей страны сосредоточена именно на этих первых десяти кнопках телевизионного пульта. Интернет-каналы, а также "нишевые" дециметровые и спутниковые станции не могут сегодня составить "телемонополистам" сколько-нибудь реальной конкуренции. Таково сегодня фактическое положение вещей.

Именно поэтому, по моему глубокому убеждению, попытки оппозиции создать свой массовый телеканал на базе Интернета в настоящий момент, к сожалению, серьезного успеха иметь не будут.

Не нужно обольщаться магией цифр, утверждающих, что Россия занимает одно из первых мест в мире по числу пользователей Всемирной паутины.

Во-первых, большая часть этих пользователей проживает в российских мегаполисах. Жителям значительной части средних и малых городов, не говоря уже о сельской местности, Интернет по-прежнему малодоступен.

Во-вторых, среди активных пользователей Интернета лишь малая часть интересуется положением в стране и в целом политикой. В основном молодые россияне используют Сеть в коммерческих целях или в качестве продвинутой игрушки.

Что же касается остальных пользователей, то они, в большинстве своем, так же, как и большинство российских телезрителей, ориентированы на главные федеральные телеканалы, прежде всего Первый, "Россию", НТВ и "Центр". Остальные "кнопки", даже у самых продвинутых "юзеров" вспоминаются в последнюю очередь.

Это не вина и не беда россиян, а свойство нашего инерционного мышления, воспитанного годами приручения именно к монопольному государственному телевизионному вещанию. Частное телевидение до сих пор, как это ни странно, воспринимается многими как какая-то экзотика и отклонение от нормы.

Во всяком случае, почти все мои "политизированные" собеседники, опрошенные на днях, с огромным трудом и только после моих наводящих вопросов вспоминали о существовании того же канала "Дождь".

Что уж тут говорить о пользователях, которым политика чужда по определению!

Напомню также в этой связи о печальной судьбе телеканала RTVi, которому еще несколько лет назад предрекали судьбу главного рупора оппозиции. Сегодня о существовании этого канала помнят, увы, немногие. Боюсь оказаться дурным пророком, но велика вероятность того, что похожая судьба ожидает и еще не рожденный общественный оппозиционный канал.

Естественно, не может быть в этом плане никаких надежд и на инициированное властью общественное российское телевидение. Похоже, ему суждено стать такой же имитацией демократической структуры, каковой стала Общественная палата Российской Федерации.

Вывод из сказанного может быть только один. До тех пор, пока оппозиция не получит полноценного и свободного доступа к первым четырем "кнопкам", говорить о ее присутствии в телевизионном эфире бессмысленно. Его не будет с точки зрения массового и рядового российского телезрителя.

Правда, тут возникает вполне естественный вопрос: "Как этого достичь?" Но это уже тема другого разговора.

Георгий Глазунов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter