Наше правительство всегда говорит, что необходимо снижать количество правонарушений граждан, надо прививать жителям страны уважение к закону. Однако власти лукавят: чем больше нарушений совершают люди, тем больше, соответственно, и поступления в местные бюджеты.

Штрафы — тонкая соломинка, необходимая утопающим в долговой яме бюджетам. Но сами по себе штрафы не появляются. А их плательщики тем более не определяются путем жеребьевки. Необходимы "сборщики" штрафов, а вернее сказать, органы, которым позволено штрафовать.

Милиция

В первую очередь к ним относится милиция общественной безопасности, в состав которой входят патрульно-постовая служба и участковые уполномоченные.

Патрульным достается, наверное, самое трудное — работа на "земле". В их обязанности входит выявление и доставление в участки правонарушителей. Основные составы правонарушений: мелкое хулиганство, появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, распитие алкогольных напитков в общественных местах, торговля в неустановленных местах и т. д.

Если брать по минимальному размеру штрафа, то мелкое хулиганство обойдется правонарушителю в 500 рублей, распитие алкоголя: за слабоалкогольные напитки — 100 рублей, за крепкие — от 300 рублей. Появление же в общественном месте подшофе оценивается от 100 рублей. Количество нарушителей возьмем также по минимуму. Скажем, каждый патруль должен привести за смену двух мелких хулиганов, трех любителей выпить что покрепче на свежем воздухе, ну и трех молодых людей за распитие пива. Получается,

один патруль милиции за смену обеспечивает бюджету 2200 рублей.

Конечно, не все из наложенных штрафов будут взысканы. Но не стоит забывать, что это минимальный расчет.

В приватных разговорах сотрудники милиции жалуются, что начальство после смены иногда заставляет "дорабатывать", если количество доставленных ниже негласного плана. Если представить, что сотрудники милиции работают в три смены и патрулей на небольшой городок около пяти, получается, что подразделение милиции приносит этому городку более 11 миллионов рублей в год.

Работа участковых несколько иная. Так, основные курируемые ими правонарушители — это продавцы самогонки на дому и семейные дебоширы. Однако

участковым невыгодно гоняться за планом.

Если самогонщиков систематически штрафовать, то "бизнес" их станет невыгоден. И, как следствие, "доход" участковых от работы в этом направлении уменьшится. Что касается дебоширов, то тут в качестве санкции возможен и административный арест: коль скоро гражданин систематически дебоширит, он еще и "нештрафоспособен" — как клиент он уже потерял свою ценность.

Время от времени свою долю в бюджет вносит отдел лицензионно-разрешительной деятельности. Подспорье бюджету — например, плановая проверка того, как охотники хранят огнестрельное оружие. То сейф не из того металла, то замок не той секреции, и тут же штраф от 500 до 2000 рублей с изъятием самого оружия. Хороший охотник потом выкупит свое ружье у государства — снова дополнительный доход.

Гаишники

Нелюбовь населения к сотрудникам ГАИ не уменьшает их ценности как "доноров" местной казны. Значение гаишников выросло с прошлого года вместе с увеличившимися в разы штрафами за нарушение правил дорожного движения. К несчастью, у гаишников тоже есть свои планы по правонарушениям.

В основном инспекторы обращают внимание на непристегнутые ремни безопасности, несоблюдение скоростного режима, игнорирование пешехода, выезд на встречную полосу, отказ от прохождения медицинского освидетельствования и управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения.

На последние три нарушения обращается особое внимание в рамках федеральной установки по обеспечению безопасности дорожного движения. Основная проверка по данному виду правонарушений проводится на утро после праздников и выходных или ночью. Причем

чем больше водителей милиционер лишит прав, тем меньше ему потом придется отрабатывать план.

Еще и официальную премию может получить. Ведь нарушители ПДД ежегодно пополняют местные бюджеты на не один десяток миллионов рублей.

Налоговики

В функции налоговиков входит не только сбор налогов, но и контроль за исполнением налогового законодательства. А там, где есть нарушения, тут же появляются штрафы.

Помимо бумажной возни, связанной с несвоевременным предоставлением налоговых деклараций и неверно указанными сведениями в декларациях, у налоговиков есть право проводить оперативно-розыскные мероприятия. До недавнего времени излюбленным способом была проверка кассовой дисциплины. Доходило до того, что, приезжая на фирму, налоговики заходили в кассовое помещение и составляли протокол лишь по тому факту, что сейф для хранения наличности был прикреплен к вертикальной поверхности (стене), а к горизонтальной (полу) нет. А между тем штраф за такое нарушение составляет от 40 до 50 тысяч рублей.

Еще один из способов зарабатывать штрафами — это "непредставление сведений, указанных в Едином государственном реестре юридических лиц". В данном случае налоговики могут придраться к местонахождению постоянно действующего руководящего органа и смене руководителей фирмы. Состав правонарушения формальный, так как установлен срок для предоставления данной информации.

Бывают случаи, когда

протоколы об административном правонарушении составляются и на добропорядочные фирмы.

Схема довольно проста: отправляется письмо в адрес юридического лица, по разным причинам письмо возвращается с отметкой об отсутствии адресата, и это уже тянет на состав правонарушения. Остальное — вопрос доказывания вины. Не все организации готовы обжаловать наложение штрафа. Во многом это происходит потому, что в налоговых инспекциях пугают сложившейся практикой: за непризнание вины налагается максимальный штраф (5000 рублей), а в случае признания — минимальный.

Сейчас сотрудники отдела выездных проверок просто рыщут в поисках нарушителей, а оперативно-розыскные мероприятия проводятся повседневно.

МЧС

Конек сотрудников МЧС — плановые и внеплановые проверки. У кого-то огнетушители не там стоят, где-то они вовремя не перезаряжены. У кого-то система пожарной сигнализации реагирует не на все проявления пожара. Не висит план эвакуации и табличка с освещением и надписью "Выход" — тоже штраф.

Также у МЧС есть свои способы дополнительно зарабатывать на утверждении проектов перепланировки и переустройства зданий, а также проектов строительства новых зданий.

Однако в большей степени штрафуются должностные лица, так как ответственность юридических лиц гораздо выше. Тут можно усмотреть и некие проявления коррупционности, но мы сейчас не об этом.

***

Кроме указанных органов есть еще и отделы по борьбе с нарушениями в области потребительского рынка, и управления Роспотребнадзора в субъектах Федерации, и санитарно-эпидемиологические станции, и Федеральная миграционная служба и т. д.

К несчастью для простых граждан, руководство всех ведомств утверждает одно: "Не привлекаешь к ответственности, значит, не работаешь", а вопрос виновности разбирается только во время обжалования наложения штрафа. Исходя из практики, люди готовы отстаивать свою невиновность лишь в одном случае из пяти. И это еще раз подтверждает, что штрафы — довольно действенный способ поправить финансовое положение муниципальных образований.

Алексей Глухов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter