В Конституционном суде 9 ноября прошли слушания, в ходе которых обсуждалась возможность возвращения в России смертной казни. Участники слушаний высказались за сохранение моратория на смертную казнь. Накануне заседания КС эта тема очень широко обсуждалась в СМИ. Анализировались процессуальные основания для применения такой меры наказания, обсуждалась этическая сторона вопроса, жестокость и прочее.

В данной ситуации важно обратить внимание на еще один момент.

Смертная казнь — это мера наказания, которая назначается по итогам судебного разбирательства.

Причем данный вид наказания исключает возможность исправления судебной ошибки. Следовательно, судебное разбирательство должно быть на таком высоком уровне, которое позволяло бы максимально исключить возможные ошибки. В этой связи Европейский суд отмечает, что "назначение наказания в виде смертной казни по результатам несправедливого судебного разбирательства приравнивается к бесчеловечному обращению".

Кто-нибудь в России на сегодняшний день может со стопроцентной уверенностью заявить, что судебное разбирательство у нас справедливо?! Полагаю, что таких желающих будет немного. Соответственно, учитывая позицию Европейского суда, смертная казнь не может применяться в России и по этой причине.

Во-первых,

судебное разбирательство по уголовным делам редко строится на принципах состязательности и равноправия сторон.

За примерами далеко ходить не надо — они почти ежедневно освещаются в СМИ.

Во-вторых, необходимо учитывать, что в России судебное разбирательство имеет свои особенности, заключающиеся в том, что фактически судебный процесс по уголовным делам — это завершающая стадия всего расследования. Особое внимание следует обратить на термин, используемый в Уголовно-процессуальном кодексе РФ: "уголовное судопроизводство — досудебное и судебное производство по уголовному делу".

Иными словами, судопроизводство — это производство, осуществляемое сначала органами следствия и завершаемое судом. В таком процессе по уголовным делам

суды на сегодняшний день большей частью занимаются "легализацией" обвинительных заключений и вопросами переквалификации действий подсудимых.

Вся основная деятельность по сбору доказательств начинается и завершается на стадии расследования дела.

А что значит "досудебное производство" в современной России в переводе с юридического на обычный язык? Это опера, следователь, явки с повинной, "чистосердечные" признания, а потом бесконечные жалобы на пытки и бесконечные "отказные" по этим жалобам, которые выносят те же следователи, что и расследуют дела в отношении этих же жалобщиков.

Нельзя говорить о справедливом судебном разбирательстве, когда в основу приговора положены признательные показания подсудимых, очень часто полученные в результате пыток.

В России лишь в том случае можно говорить о применении смертной казни, когда суды будут руководствоваться принципами состязательности и равноправия сторон, когда для них правилом станет следующее утверждение: "Если отрицание подсудимого не приемлется в доказательство его невинности, то признание его и того менее должно быть доказательством его виновности".

Если эти все принципы будут реализованы на практике, то вполне естественно вопрос об отмене смертной казни, по моему убеждению, будет рассмотрен "как прогресс в обеспечении права на жизнь и укрепления человеческого достоинства и прогрессивного развития прав человека".

Рамиль Ахметгалиев

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter