Общежития стали строить в Советском Союзе в 1950–1960 годах. В коммуналки с санузлом в конце коридора селили иногородних граждан. Но к 2000 году им обещали светлое будущее: собственные квартиры. Будущее наступило, но светлым оно оказалось не для всех. В России и в третьем тысячелетии в общежитиях борются за существование сотни тысяч людей. Точное их число неизвестно. Видимо, власть и общество этот вопрос не очень интересует. Правда, есть информация, согласно которой от одного до двух миллионов человек живет в России в разного рода коммуналках, в том числе и в общежитиях. Сами себя обитатели общежитий называют не иначе как "заживо погребенные".

Почему так? Это попытался выяснить корреспондент Каспаров.Ru. Для этого он решил посетить общежитие, расположенное в центре Воронежа по адресу: Театральная, 32.

Это и еще семь общежитий принадлежат ОАО "ЦКСР". Фасад четырехэтажного здания, расположенного на Театральной, накануне экономического форума, проходившего в Воронеже в минувшем году и собравшего элиту России, освежили — выкрасили в желтый. Со двора и внутри все осталось по-прежнему.

Скованные одной цепью

Заселять в это общежитие начали в 60-х годах в основном строителей с семьями. Теперь здесь публика разношерстная, и не самая состоятельная. Взимая непомерную плату за квадратные метры (судя по квитанции, только за комнату жильцы платят порядка 1000 рублей в месяц с одного человека плюс за коммунальные услуги – до 1400 рублей), директор Центра кадровой и социальной работы (ЦКСР) Виктор Скопинцев, по словам жильцов, не выполняет своих обязательств по содержанию помещений.

Скопинцев прямо заявляет жильцам: "Сгною вас заживо, утоплю в фекалиях". В это очень даже верится, когда идешь по коридорам.

"У нас 3 унитаза на 2 этажа, — рассказывает и показывает активистка воронежского Совета общежитий, медсестра Валентина Волкова. — Душ не работает много лет. Да и горячей воды нет в помине. Мы купаемся в умывальнике. Нагреваем воду на плите, несем в умывальню, поливаемся из ковшика за шторкой. Наши дети, рожденные здесь, не знают, что такое горячая вода из крана. Посмотрите, беременная женщина наливает в ведро воду, чтобы кипятить на плите. А ей сегодня-завтра рожать… У меня в 2006 году был перелом ноги — упала на кухне. Я обратилась в судебную экспертизу и подала в суд: мои потребительские права были нарушены. ЦКСР заплатил 16 тысяч за экспертизу. Я же потребовала с собственника общежития 10 тысяч рублей. Но мне не заплатили, хотя решение суда было в мою пользу".

"Вода поступает только на второй этаж, — добавляет монтер Надежда. — Я живу здесь с 1976 года. Сейчас — с дочкой и мужем. Работала строителем. Но со стройки ушла из-за производственной травмы. Муж работает строителем. У нас одна комната площадью 19,8 метра. Дочка-студентка искупалась в раковине за шторкой и заболела, колем ей антибиотики. Мою фамилию не пишите, а то комендант сгноит". На вопрос "Как это – "сгноит"?" Надежда отвечает: "Очень просто. Комендант нам не дает справки о составе семьи, которые требуются на получение субсидии, не прописывает новорожденных".

Такие же проблемы и у жителей всех 8 общежитий ЦКСР.

"Я вселилась сюда в 1992 году с дочкой. Сейчас дочь вышла замуж, живет отдельно. А в основном в комнате по 3–4 человека, — продолжает Валентина Волкова. — На 22 семьи у нас одна кухня, на ней 2 плиты (8 конфорок)".

"Жаримся тут, как в аду, — вздыхает Татьяна, которая с с мужем и двумя детьми живет в одной комнате. — Я стою у плиты — кипячу трусы, она пирог печет, а она варит холодец. Холодец сварили, открыли кастрюлю — мяса нет, одни кости. Мясо украли…"

О своей, мягко говоря, непростой жизни в общежитии жильцы готовы рассказывать без конца. Куда ни глянь – всюду нарушения норм, правил, условий проживания, законов. Зимой каждый вечер электричество отключается из-за перегрузки. Электрики советуют не пользоваться чайниками — другого выхода предложить не могут. Отопительный сезон в Воронеже до 20 апреля, а на Театральной батареи были холодные уже 1 апреля. При этом плату за отопление взяли и за апрель.

С ужасом в общежитии вспоминают "жаркий" Новый год. Пару лет назад 31 декабря случилось ЧП: загорелся электрический щит. Пожарным позвонили, а они ответили: "Мы не можем приехать, ЦКСР с нами не заключил договор на оказание услуг". Пришлось самим щиток выламывать и тушить пожар.

В 2007-м в здании делали ремонт, и потолок обрушился, чудом не задев проходившего там ребенка.

В одном из общежитий ЦКСР жила инвалид Анна Полухина с дочкой — тоже инвалидом. Собственник Скопинцев продал их комнату. Какое-то время Полухины ютились в люках теплотрассы. Через полгода Анну нашли мертвой, что стало с дочерью, неизвестно…

"Во дворе у нас мусора куча, хотя мы за вывоз отходов платим, — вздыхает Валентина. — Жилищная инспекция давала предписания, хозяина штрафовали, потом передавали материалы в суд Центрального района. Что суд решил, не скажу. Мы уже не успеваем все это отслеживать… В судах погрязли".

Связанные одной целью

С 2005 года жильцы восьми общежитий и организованный Совет общежитий активно борются за свои права… Они обращаются в разные инстанции. В списке адресатов значатся Роспотребнадзор, Государственная жилищная инспекция Воронежской области, администрация губернатора, мэрия, Управление муниципальной собственности Воронежа, департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, Управление жилищного фонда и жилищной политики. Чиновники дают весомые, по их мнению, ответы, предписания, составляют протоколы. Иногда собственник общежития даже выполняет какие-то предписания. В 2007 году, например, после соответствующей директивы Государственной жилищной инспекции Воронежской области в одном из общежитий был устранен засор канализации.

"Сегодня наша задача — сделать так, чтобы департамент жилищных отношений поддерживал наши интересы, а не интересы ЦКСР, которому принадлежат наши общежития, — отмечает Валентина Волкова. — Дело в том, что собственник общежитий берет с нас непомерную плату и не делает ничего для нас за эти деньги. ЦКСР не провел надлежащего ремонта. Наша цель — приватизация комнат".

Сейчас жильцы просят вернуть общежития в собственность города, а потом передать их в собственность области, чтобы комнаты можно было приватизировать по-новому. Приватизацию, которая прошла в 90-е годы, уже сейчас называют незаконной.

В 1994 году, когда предприятие ТСО "Воронежстрой" преобразовывалось в акционерное общество "ЦКСР", восемь общежитий включили в уставной капитал, что противоречит закону. В измененной статье 18 закона "О приватизации жилищного фонда в РФ" (от 1992 года) сказано, что если предприятие меняет форму собственности, то жилищные права граждан, в том числе и на приватизацию, сохраняются. А по указу президента (номер 8 от 10 января 1993 года) запрещено включать жилфонд в состав приватизируемого предприятием имущества.

Жильцы общежитий все же надеются отсудить свои квадратные метры.

Виктор Скопинцев, по словам Волковой, просил жильцов забрать исковые заявления, сказал, что у них ничего не получится и что он все равно договорится с судами… Жильцы иски забирать отказались.

Что касается добровольной передачи восьми общежитий в фонд области, то вряд ли это возможно. По словам жильцов, собственник на них просто зарабатывает. А в это время некоторые из них превращаются в бездомных. Многих, неспособных платить за комнату, просто выживают…

Хитрый прессинг

Валентина Волкова организовала с 25 мая трехдневный пикет около здания воронежского правительства, уведомив об этом мэрию. Там ей, как всегда это делают в Воронеже, предложили проводить акцию около ВГУ, на что Валентина заметила: "Мы не собираемся пикетировать студентов. Мы планируем довести до сведения губернатора Алексея Гордеева информацию о грубых нарушениях прав жильцов восьми общежитий".

В первый день пикета на площади Ленина охранять 30 человек пригнали целый автобус омоновцев. Представитель администрации области Александр Попов вышел к пикетчикам и пообещал передать просьбу жильцов губернатору, если они покинут площадь. Поверив обещаниям чиновника, 26 и 27 мая люди на площадь не вышли. Начиная с 25 мая и по сей день Волкова звонит в правительство области, прося о встрече с губернатором Гордеевым или его замом Александром Гановым. Первое время Волковой обещали встречу с губернатором, потом обещали встречу с Гановым. Теперь правительство предлагает Совету общежитий встречу с начальником департамента имущественных и земельных отношений. Но его-то ответ борцам за свои права давно известен — из давней и безрезультатной переписки.

Активисты Совета общежитий уверены, что чиновники из администрации скрывают всю правду о положении дел с общежитиями от губернатора Гордеева.

Активисты планируют все же донести свою проблему до нового губернатора. Предыдущий, Владимир Кулаков, по их мнению, "покрывал" собственника ОАО "ЦКСР".

…И методов в арсенале борцов предостаточно: голодовки, забастовки, пикеты, акты самосожжения, массовые самоубийства. Да мало ли на что способен человек, который живет на самом дне.

Антон Туманов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter