Антикризисная идея полетов на Марс, предложенная Дворковичем на экономическом форуме в Красноярске, безусловно, светит, но вряд ли всех согреет. Есть идеи и получше. Например, почему бы не понизить учетную ставку Центробанка России до 0,5 процента, как в Англии? Чем мы хуже? "Мы не хуже, мы другие, — может сказать главный идеолог партии власти Вячеслав Сурков, — и у нас есть "Стратегия-2020". За такие слова надо отвечать, хотя бы последовательными действиями. Придется напомнить, что же у нас должно произойти по плану в 2009 году, если неуклонно следовать путинским курсом.

Так вот, в 2009-м Путин намечал масштабные преобразования в налоговой сфере.

Планировалось перейти на взимание имущественного налога, исходя из рыночной цены, а не из инвентаризационной, как сейчас.

Такую задачу Владимир Путин поставил еще будучи президентом России и инициировал внесение необходимых поправок в соответствующие статьи Налогового кодекса Российской Федерации. Тем не менее правительство, которое он теперь возглавляет лично, пока еще не приняло окончательного решения о том, какой будет ставка прогрессивного налога на имущество и в какие сроки она будет введена, хотя подготовка к этому ведется очень давно и интенсивно.

Эти небольшие, на первый взгляд, изменения являются на самом деле революционными.

Сегодня значительную долю в местных бюджетах составляет налог на прибыль, а новый принцип их формирования — в основном за счет имущественных налогов снизит чрезмерную зависимость бюджетов от хозяйственной деятельности одного или нескольких предприятий.

Тем более что практика уклонения от уплаты подобного рода налогов хорошо отработана. Например, многие российские предприятия имеют зарубежную юрисдикцию и вообще не платят в российскую казну. Кроме того, фискальная функция налогов не единственная, они являются важным инструментом экономической политики. Повышение значимости имущественных налогов, с одной стороны, заинтересовывает государство в обеспечении недвижимостью своих граждан, а с другой стороны, стимулирует деятельность по созданию не материалоемких производств.

Владение недвижимостью – вещь очевидная, а имущественные налоги более надежны. Уклониться от их взимания довольно сложно. По этой причине этот вид налога служит доходной базой для местных бюджетов, которые обеспечивают функционирование жизненно важных для населения служб по оказанию социальных и жилищно-коммунальных услуг. Неудивительно, что в большинстве зарубежных стран местные бюджеты формируются за счет имущественных налогов: на недвижимость и на землю. Так, доля налога на недвижимость в местных бюджетах США доходит до 75 и более процентов, в Австралии поступления от этого налога составляют более 90 процентов, в Канаде — до 80 процентов, в странах Европы от 60 и более процентов. В России в настоящее время налог на имущество в бюджетах регионов играет незначительную роль — не более 10 процентов.

Такое положение связано с тем, что

российские налоги взимаются с некой условной балансовой стоимости имущества, определенного еще в советских ценах.

Так что разговоры о взимании налога на недвижимость по рыночной стоимости ведутся с 1994 года. Мера эта непопулярная, ведь повышение налогового бремени коснется все граждан, имеющих жилье, гаражи, земельные участки и т.д. Противники данной инициативы обычно приводят в пример воображаемую бедную старушку, которая живет на свою пенсию в центре Москвы в большой квартире. Дескать, как ей быть, когда за владение дорогой квартирой придется платить немалый налог? Интересно, почему в данном случае забывают о социальной поддержке малоимущих граждан, ведь существуют различные налоговые вычеты, послабления — вплоть до освобождения от уплаты налога. Другое дело, что богатые люди не хотят платить налоги не только со своих дорогих квартир, загородных домов, яхт, самолетов и прочего, а также с фабрик и заводов, нефте- и газопроводов, электросетей и электростанций, то есть со всего немалого имущества, которым обладает Российская Федерация.

Тем не менее кризис требует незамедлительно решить, как помочь местным бюджетам. Такого обвала бы не случилось, если бы власть планово перешла в начале 2009 года к новой системе налогообложения. Однако до сих пор власть не сформировала полный кадастр недвижимости, не утвердила методику оценки жилой недвижимости и промышленных объектов, хотя ранее предполагалось, что к 2009 году она появится. Получается, время для того, чтобы можно было вводить налог постепенно, по мере готовности отдельных субъектов федерации, упущено.

Теперь, скорее всего, придется вводить его одномоментно по всей стране, несмотря на то, что регионы находятся на разной стадии готовности к восприятию нововведения.

Тут роль играет и субъективный фактор, ведь многие чиновники сами владеют имуществом, а многие из них, в том числе и губернаторы, являются ставленниками промышленно-финансовых групп.

Необходимость перехода к взиманию имущественного налога в регионах пока никем не оспаривается. Вопрос только в том, когда эта система заработает. Известный экономист Ирина Стародубровская, которая немало сделала для пропаганды данной системы местных налогов, считает, что сейчас ее придется заморозить, так как люди, накопившее до кризиса имущество, возможно, не в состоянии заплатить с него налог. На самом ли деле это так?

За среднюю квартиру площадью 60-70 кв. м придется платить налог не 150-200 рублей, как сейчас, а 1000 рублей в год. Если не поднимать тарифы на обслуживание жилья (или даже изыскать способ снизить их), то налог сможет заплатить большинство граждан. А увеличение в пять раз городского бюджета позволит привести в порядок весь жилищный фонд: восстановить лифты, отремонтировать школы и детские сады, коммуникации; построить новые дворовые площадки, дороги и другие социальные объекты. Самое главное, это повлечет за собой и создание новых рабочих мест, и рост деловой активности на местах.

А если к налогам на жилье добавить еще и налоги на имущество промышленных предприятий, то можно вообще забыть о дефиците местных и региональных бюджетов.

Возражения на этот счет тоже могут возникнуть: дескать, откуда взять деньги, если предприятия стоят? Но речь не о предприятиях, а об их собственниках, обладающих немалыми средствами. Взять хотя бы владельцев "Северстали", главным из которых является Алексей Мордашов. По итогам девяти месяцев прошлого года они получили дивидендов на сумму примерно 7,2 миллиарда рублей.

Заплати собственники предприятия рыночный налог на собственность, то целую Вологодскую область не пришлось бы объявлять банкротом. В конце концов, почему бы олигархам не раскошелиться сейчас для спасения всей системы, своего места в ней и ее лидеров? Ведь в противном случае система рухнет. Так что и Владислав Сурков, рекламирующей "Стратегию-2020" и сулящий светлую жизнь через -надцать лет, должен быть самым горячим сторонником введения нового порядка взимания налога и построить для этого губернаторский корпус. Это все-таки хоть какое-то реальное дело в поиске выхода из кризиса.

Ирина Миролюбова

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter