Все лето российские бизнесмены, экономисты и аналитики ждали, чем закончатся споры между Минэкономразвития и Минфином по налоговым вопросам. МЭРТ предлагало налоги снизить, Минфин – не снижать, поскольку возникающие потери бюджета нечем будет компенсировать.

Наконец, премьер Владимир Путин принял соломоново решение. Разработанная в МЭРТе "Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года" утверждена, но налоги не снизят. Их, наоборот, повысят. Большое спасибо от бизнеса. И отдельное спасибо от работников: почему – объясним ниже.

Наиболее важная часть того, что решило правительство, касается пенсионной системы. Той самой, которая нынче, что называется, в штопоре. Коэффициент замещения, соотношение между средней пенсией и средней зарплатой, сейчас составляет 23,8 процента. И по прогнозам экономистов, к 2023 году может упасть до 12,5 процента. Иначе говоря, сейчас при выходе на пенсию человек в снижает свой уровень жизни в четыре раза, а будет снижать в восемь раз.

Любопытно, что в 2001 году – до того, как провели пенсионную реформу, определяющую нынешний порядок расчета пенсий, – коэффициент замещения составлял 33 процента. Стоит напомнить, кто лоббировал ту реформу: глава Пенсионного фонда Михаил Зурабов, министр социального развития Александр Починок, вице-премьер по социальным вопросам Валентина Матвиенко. Все нынче при деле: Зурабов побывал министром, а теперь – советник президента, Починок – член Совета Федерации, Матвиенко – питерский губернатор. И ничего, что депутат Госдумы Оксана Дмитриева говорит, что никого из этих людей надо впредь не допускать до решения социальных проблем — их очень даже допускают…

Почему провалилась реформа 2001 года? Причины просты: единый социальный налог, служащий источником пенсионных выплат, снизили, и денег в Пенсионном фонде стало меньше.

Сам налог взимают по регрессивной шкале – в результате богатые граждане, скажем, топ-менеджеры крупных корпораций и госкомпаний, практически ничего не платят в Пенсионный фонд от своих гигантских зарплат.

Часть денег работающих граждан откачивается в накопительную систему, и денег на текущие выплаты становится еще меньше. Но и будущие пенсионеры от этого не выигрывают, потому что доходность пенсионных накоплений оказывается ниже плинтуса. Вот данные за 2008 год: при инфляции в первом полугодии в 8,8 процента средняя доходность пенсионных портфелей с учетом Внешэкономбанка (в нем размещено 96 процентов всех накопительных средств) составила минус 2,82 процента, и реальная покупательная способность пенсионных накоплений еще работающих россиян упала за полгода более чем на 10 процентов... Что там рассказывали творцы нынешней пенсионной системы? Что каждый станет кузнецом своего пенсионного счастья?

Теперь о предложениях, которые утвердило правительство.

Выплаты в Пенсионный фонд, которые сейчас составляют 20 процентов от фонда оплаты труда (эти деньги платят не работники, а работодатели), предлагается увеличить до 26 процентов. Напомним, что до 2005 года они составляли 28 процентов, но затем было проведено снижение единого социального налога, объединяющего в себе выплаты на пенсионные цели, в фонды соцстраха и ОМС. Увеличиваются и выплаты в фонд ОМС: с 3,1 процента до 5,1 процента от фонда оплаты труда. Выплаты в фонд социального страхования остаются прежними — 2,9 процента. Единый социальный налог отменяется, вместо него будут осуществляться три отдельных платежа в указанные социальные фонды, в сумме составляющие 34 процента вместо нынешних 26 процентов.

Таким образом, налоговая нагрузка на социальные цели повышается на треть. И это неединственное следствие.

Взносы в Пенсионный фонд будут платить только за тех работников, чей годовой фонд оплаты труда не превышает 415 тысяч рублей. Аргументация премьера Путина замечательна: надо, чтобы люди с небольшими и средними доходами не оплачивали будущие пенсии тех, у кого большой заработок! Однако если в Пенсионный фонд не будут отчисляться средства за тех, чей фонд оплаты труда составляет больше 415 тысяч рублей в год, их пенсионный капитал расти не будет, соответственно, страховая часть пенсии у этих «счастливчиков» будет отсутствовать. Получается, что накопили до 2010 года, то и останется, о дальнейшей прибавке к пенсии заботьтесь сами.

415 тысяч рублей в год — это много или мало? Если вычесть налоги, получается, что в Пенсионный фонд ничего не будет отчисляться для всех, кто в 2010 году будет зарабатывать более 26 тысяч рублей в месяц. Но это не такая большая сумма. Сегодня в Петербурге средняя зарплата более 23 тысяч рублей, и к 2010 году она точно превысит 26 тысяч. А в Москве уже сейчас средняя зарплата составляет 36 тысяч.

И кто же выиграет от повышения пенсионных налогов, без которого, как сейчас уверяет министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова, нам не обойтись, иначе наступит полный коллапс?

Выиграют те, кто получает зарплаты ниже средней: их страховая пенсия будет расти, и к 2020 году общая пенсия этих людей, с учетом базовой, достигнет, наконец, европейского минимума (меньше, по конвенции Международной организации труда, не допускается): 40 процентов от средней зарплаты. А проиграют те, кто получает больше среднего. Их страховая пенсия расти не будет, и на их зарплату — если, конечно, они не топ-менеджеры "Газпрома" или "Роснанотеха" — не отложишь необходимые в старости средства. Правда, с 2010 года обещают увеличить для всех "пенсионный капитал" на 10 процентов и еще добавить по проценту за каждый год трудового стажа, заработанного до 1991 года, но это не спасет положение…

Кто еще проиграет? Бизнес. Ему повысят налоги, и уже подсчитано, что в 2010 году это обойдется ему в триллион рублей. Но проиграют и работники: работодатели, будучи поставлены перед необходимостью платить больше налогов, скорее всего, снизят зарплату или сократят штат. Или просто уйдут в "тень". Помнится, когда снижали единый социальный налог, говорили о выводе таким путем экономики из "тени".

И последнее. Нетрудно увидеть примечательное совпадение: налоги решено увеличить именно тогда, когда надо "восстанавливать Южную Осетию", де-факто аннексированную Россией, и "помогать Абхазии", которая уже выразила горячее желание стать офшорной зоной, через которую будут утекать средства российского бюджета. На все это и уйдут деньги, которых недостает для выплаты пенсий. Но будущие пенсионеры не должны обижаться на то, что их фактически обложили "кавказским налогом". Или подавляющее большинство российских граждан не поддерживает, судя по опросам, политику российской власти на Кавказе? К тому же, если весь мир против нас, а в союзниках, как и прежде, только армия и флот (ну еще Куба, Венесуэла, Сомали, Белоруссия, Узбекистан, "Хамас" и "Хизболла"), то генералам нетрудно будет вытребовать новые триллионы на укрепление военной мощи державы…

Борис Вишневский

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter