Лидер рок-группы "Телевизор" Михаил Борзыкин — петербургский оппозиционер и депутат Национальной ассамблеи. 3 марта 2008 года с песней "Заколотите подвал" он выступил на "Марше несогласных". На митингах 1-го мая и 22-го августа дело уже не ограничилось одним опусом — группа "Телевизор" дала полноценные концерты. Важное место в творчестве Борзыкина занимает антивоенная тематика. Корреспондент Собкор®ru беседует с ним о российско-грузинском конфликте.

— Те люди, которые были первого мая в Петербурге на демонстрации и слушали концерт, могли обратить внимание на то, что в одной из ваших песен прозвучали слова "И вот к нам приходит Медведев — значит, скоро война!". А через три месяца начался вооруженный конфликт с Грузией. Интересно, как родились эти слова о войне?

— Я просто заменил в песне "Аллилуйя" строчку "А теперь им хочется зрелищ — дело пахнет войной". Получилось все спонтанно, это была импровизация. Сыграли свою роль и многочисленные приезды в Петербург любимой группы Медведева "Deep Purple". В моей песне есть кусочек из песни "Smoke on the water", его играет гитарист, и я подумал, что в этот кусочек неплохо бы вставить фамилию любителя данной музыки — нынешнего президента России.

— Большая часть населения, и даже часть оппозиции поддерживает действия российских властей в конфликте с Грузией. Каково ваше мнение об этой войне?

— Меня вообще удивляет эта всенародная поддержка действий России на Кавказе. Все последние восемь лет эта властная вертикаль строилась на тотальной лжи со стороны первых должностных лиц нашего государства своему народу. И если быть логичным, то в освещении российско-грузинского конфликта лжи со стороны отечественных СМИ было не меньше, чем обычно. Мы помним взрывы домов, Чечню, Беслан, Норд-Ост, убийство Политковской, "дело Ходорковского" и тысячи других случаев. Все это и есть политика лжи при полной неподконтрольности власти. Для меня очевидно, что война готовилась давно. Паспорта раздали. Наши танки находились в Северной Осетии еще до конфликта. Железную дорогу, которая ведет в Южную Осетию, загодя отремонтировали. Детей эвакуировали. И еще много других свидетельств подготовки к войне с обеих сторон. Всю правду о начале вооруженного конфликта мы в ближайшее время не узнаем.

Все это похоже на очередную провокацию, ведущую к серьезному международному конфликту. А дальше — прощай, борьба с коррупцией, модернизация страны, возрождение сельского хозяйства. Здравствуй, железный занавес, полчища внешних и внутренних врагов. В общем, мобилизационное мышление. У меня, например, возникают ассоциации с брежневской войной в Афганистане. Когда в 1988-м году на Первом канале советского телевидения я позволил себе высказать мнение, что афганская война — это позор для России, на меня смотрели как на врага народа. А через несколько лет выяснилось, что эта война, кроме многочисленных жертв, горя и разочарований, ничего нам не принесла. Но с Кремля как с гуся вода. Он снова пичкает народ военной риторикой брежневских времен.

Совершенно непонятно, зачем наши войска, раздражая весь мир, стоят в Поти до сих пор, а южноосетинские ополченцы грабят и поджигают грузинские села неподалеку от Гори.

— Судя по обсуждению этой темы в Интернете, многим оппозиционерам, которые обычно критикуют власть, например, коммунистам и нацболам, в данном случае показалось, что операция в Осетии это — "собирание земли русской". Были и статьи, в которых говорилось, что теперь южная граница России проходит в Цхинвали. Может быть, если отвлечься от моральных оценок, победа над Грузией по большому счету все же является плюсом для державы?

— Это очень печально, что у нас такая короткая память. Это — рудименты имперского мышления, которые в 21-й век незачем тащить. Учитывая те изменения, которые произошли в мире и в российской политической жизни, пользоваться ржавыми идеологическими штампами опасно для здоровья человечества. Некоторые оппозиционеры, внезапно поддержавшие всю эту наведенную военную галлюцинацию, попадают в один ряд с теми самыми "нашистами" и "молодогвардейцами", "зюгановцами", "жириновцами" и всякими прочими "дугинцами". И вряд ли кто вспомнит, что еще при Ельцине они выступали за свободу Южной Осетии и Абхазии. Да это и неважно. На дворе у нас Путин и компания со своим чекистским авторитаризмом и комплексом двуглавого Наполеона. Это вам не Ельцин. Эти ребята поопаснее будут, да и время другое. Такое "собирание земель" уже загнало нас в международную изоляцию, последствия которой могут быть катастрофическими. Не надо забывать, что Россия по-прежнему живет в кредит. Мы взяли в долг у западных банков около 600 миллиардов долларов — вот и весь секрет так называемой стабильности. Ну, а в каком состоянии находится наша армия, надеюсь, объяснять не надо.

А молодым "несогласным", которые при Брежневе не жили, хочется посоветовать поподробнее узнать о "великой советской империи" у тех, кто тогда был молодым и несогласным, а не у сынков полковников КГБ, не у детей партноменклатуры, не у бывших пропагандистов из газеты "Правда" и прочей советской обслуги.

— А как рок-музыканты восприняли эти события на Кавказе, в частности, музыканты Ленинградского рок-клуба?

— Я, естественно, не проводил опрос, но мне кажется, что многие разделяют мою точку зрению на эти события. Музыканты в основном народ миролюбивый, и любая война для них, в первую очередь, — трагедия. Все помнят, что рок-н-ролл поумнел и окреп именно во времена маршей протеста против войны во Вьетнаме и студенческих волнений 1968 года. Все видят многотысячные демонстрации и рок-концерты против войны в Ираке и политики Буша в Америке и Европе. А что у нас? Тишина, агрессивно послушное большинство и запрещенный антивоенный митинг в Москве.

Другая же часть музыкантов выразила свою поддержку нашим действиям в Грузии, например, Константин Кинчев, к сожалению. Очень странное появилось интервью Бориса Гребенщикова в "Деловом Петербурге", где он говорит о том, что "люди, которым не хватает свободы, ничего собой не представляют", зачем-то ссылаясь при этом на Пушкина. Я вспоминаю оду "Вольность" — "Хочу воспеть Свободу миру, / На тронах поразить порок", стихотворения "Деревня", "К Чаадаеву" и другие, где как раз о недостатке свободы в России речь и идет. То есть Пушкин, согласно БГ, тоже ничего из себя не представлял, да и Далай-лама, выступающий за свободу Тибета, ничем не лучше Пушкина. Вообще все эти нравоучения из уст рок-музыкантов, приближенных к власти, кроме смеха, ничего не вызывают. Лучше бы перечитали тексты Джона Леннона, Боба Марли, группы Pink Floyd и т.д.

— А не боитесь, что будете непопулярными?

— Я устал бояться, потому что один из кремлевских аргументов, который повторяют в том числе и рок-музыканты, это — "Кто вас слышит? Нужны ли вы кому-нибудь со своими мнениями?". Такой вопрос они задают тем людям, которые неравнодушно взирают на происходящее в собственной стране. А ответ простой: большинство чаще всего неправо, а те, кто пытались донести до мира правду, всегда начинали в одиночку, в том числе и основатели великих религий и духовных учений. То, что нас немного — это иллюзорное ощущение. Наши идеи постепенно проникают в головы сограждан, и на концерте "Рок за свободу", который недавно прошел, было видно, что что-то начинает происходить даже в головах молодых милиционеров. Вода камень точит. И потом, мы не жрецы. Пусть властолюбцы пестуют свою паству.

— Вы или другие музыканты планируете проводить антивоенные концерты?

— Мы будем стараться высказывать свою позицию везде, где это только возможно. Насколько я знаю, уже сейчас директора клубов боятся антивоенных названий концертов. Шевчук планирует два больших антивоенных концерта в Москве и в Питере. Будем надеяться, что Россия "воспрянет ото сна", ну, а наши имена писать не обязательно.

Марьяна Хлестова

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter