- Алексей Гербач? Здравствуйте, изложите, пожалуйста, свою версию событий 24-25 июня в общежитии на Ясном проезде.

- Я не буду вам отвечать по телефону, вы приезжайте к нам, я вам покажу все документы и докажу, что все наши действия были законны.

Итак, в начале нашего знакомства "главный герой" скандала на Ясном - начальник ЖКО УФСИН по Москве Алексей Гербач демонстрирует готовность к общению. Это, как минимум, говорит о том, что за собой он вины не чувствует. А как же "произвол " силовых структур? Все это заставляет меня заняться сбором дополнительных сведений об инциденте на Ясном проезде.

Проезд Ясный

Общежитие на Ясном проезде оказалось местом весьма мрачным: обшарпанные коридоры, лифт не работает и мусоропровод тоже. Меня предупреждали, что общежитие для посторонних закрыто, поэтому попасть внутрь мне помогли две женщины, гуляющие во дворе с ребенком. Оказалось, что о событиях, происходящих на нижних этажах 24-25 июня, им мало что известно. "Шум, драка, какие-то люди с пистолетами", - рассказали мне женщины. Было страшно и детей не отпускали на улицу. К самому факту выселения так называемых "беженцев" эти женщины отнеслись спокойно. "Им есть, где жить", - сказали они. По их мнению, кавказцы, как люди предприимчивые, не пропадут. "Ходят также слухи, что они даже умудряются перед выселением продать свои незаконно занимаемые квартиры", - сообщили мои собеседницы.

Состав жителей общежития довольно "пестрый", и часть из них равнодушно взирает на происходящие битвы за жилплощадь. До 1994 года общежитие находилось на балансе фабрики "Смена". В 1994 году, после того, как начались приватизационные процессы, фабрика, незаконно включив общежитие в свой основной фонд, его приватизировала. Прокуратура опротестовала приватизацию, и в результате десятилетней тяжбы общежитие вернулось в госсобственность. Однако, вопреки Жилищному кодексу, общежитие было передано не в муниципальную собственность, а на баланс Российского федерального фонда имущества. 19 октября 2004 года было выпущено распоряжение, согласно которому (по просьбе Федеральной службы исполнения наказаний по Москве) общежитие с почти двумя сотнями семей было передано ФСИН в оперативное управление, но с формулировкой "без обременения".

Начальник УФСИН по Москве Владимир Давыдов на прошедшей в Интерфаксе 8 июля пресс-конференции признался, что между РФФИ и ФСИН была устная договоренность: "сколько возьмете – все ваше". Тюремщики не преминули этим воспользоваться: установили пропускной режим, ввели регулярные проверки помещений, чтобы выяснить, кто и на каком основании занимает квартиры. Используя навыки, приобретенные во время учений по ликвидации бунтов на зоне, уфсиновцы смогли "отвоевать" около 30 квартир. В этот период лишилась площади и проживающая в общежитии с 1985 года Эльза Султанова. Когда она находилась на лечении в больнице, дверь ее квартиры была взломана, а сама квартира занята. Теперь ей, инвалиду первой группы, приходится жить в холле в антисанитарных условиях, среди груды старой мебели.

Беженцы

Сейчас в общежитии, по словам начальника УФСИН по Москве Владимира Давыдова, проживают 365 человек, а некоторые - нелегально. На втором и третьем этажах проживает в общей сложности около 50 выходцев с Кавказа. Они, в основном, делятся на две группы: армяне, бежавшие из Баку, и грузины - из Абхазии. Прибыли они в Москву в разное время, часть из них - в 1993 году, в период обострения абхазско-грузинского конфликта. Как сказала Лили Шомия, она вместе со своей семьей приехала к своему брату, и статуса "беженцев" у них никогда не было. На вопрос: "почему?" затруднилась ответить: то ли хлопотно этот статус получать, то ли вообще он им не нужен был.

Родные тех жертв абхазско-грузинского конфликта, которые смогли найти "убежище" в Москве, постепенно также переехали в столицу. Здесь они живут не в самых лучших условиях, зато их дети имеют возможность получить хорошее образование в русских школах. Многие бежавшие в Москву уже имеют российское гражданство. Профессионально защитой интересов жителей общежитий, в том числе и выходцев с Кавказа, занимается председатель Союза общежитий Ирина Бергалиева. Это ее заслуга в том, что 24 и 25 июня в общежитие прибыли представители различных общественных организаций и СМИ. Это она занимается отправкой петиций во всевозможные международные организации, Уполномоченному по правам человека, в посольства Грузии и Армении.

Появление в общежитие следователя следственного управления СКП Бабушкинского района Москвы Александра Зуйкова - это тоже результат ее работы. Он вместе с двумя помощниками собрал показания граждан для проверки фактов, изложенных в статье "Новой газеты". Однако, так и не удалось выяснить, кто дал Зуйкову такое поручение и заведено ли какое-либо уголовное дело по этому поводу. Возможно, что это "личная инициатива" следователя, потому что времена, когда власть реагировала на публикации в СМИ, давно канули в Лету. Реанимировать практику реагирования на запросы СМИ правоохранительные органы могут только в заказном порядке, а на беспредел других силовых структур они, как правило, не реагируют.

Побоище

Из показаний жильцов складывалось очень живописное представление о событиях 24-25 июня. "Эти молодчики, вооруженные дубинками, с криками "Аллах акбар" кинулись избивать детей и женщин, - рассказывала Люцета Амбрамянц, - а когда приехал Молдованцев, и мы стали просить его о помощи, он нам сказал, что "пусть убьют - похороним бесплатно". "Я лично слышал, как они угрожали и оскорбляли женщин, говорили: "всех перережем, всех убьем", - вторил ей Вуксан Зеяк, - Гербач лично операцией руководил, и он сказал: будем детей, как котят выбрасывать. Это он побил депутата Митрохина, а потом еще удушливый газ выпустил, прямо на журналистов". Однако не стоит забывать, что дававшие показания жильцы, как заинтересованные лица, могли намеренно сгустить краски.

Все-таки трудно представить, что под руководством российского офицера открыто и, можно сказать, демонстративно орудовали бандиты. Необходимо также учитывать, что все это происходило в присутствии многочисленных свидетелей, в частности, депутата Мосгордумы Сергея Митрохина, прибывшего в общежитие 25 июня. Он рассказал, что его исподтишка "пинали, защемили ногу и пытались запихнуть в одну из комнат общежития", но он вырвался. Митрохин также подтвердил, что молодые люди, избивавшие жильцов, действительно выглядели, как настоящие уголовники. Все они, по его словам, были наголо выбриты и пользовались уголовной жестикуляцией. Этой "банде", как утверждает депутат, начальник ЖКО УФСИН по Москве Алексей Гербач отдавал команды и всем своим видом показывал, что действия их правильные.

Помощник Митрохина Вячеслав Макаров находился в общежитии 24 июня. Он присутствовал при том, как судебные приставы выполнили предписания исполнительного листа. Макаров рассказал мне, что действовали приставы строго в рамках закона: вывели из жилых помещений взрослых, составили акт, и в каждой квартире, по его словам, оставались дети и старики, а когда приставы ушли, родители к ним вернулись. Он слышал, как Гербач скомандовал: "работаем", и молодые люди начали штурм квартир. Они, по словам Макарова, вышибли дверь и стали топтать детей и тех, кто их защищал. "Я такого не видел никогда, - рассказал мне Макаров, - вели они себя очень агрессивно, да, я слышал, как кричали "Аллах акбар". По всей видимости, кто-то из них был чеченцем, потому что я слышал, как одного из них называли Мага, а это чеченское имя". Помощник депутата обратился к Гербачу с вопросом: "Почему вы не действуете в правовом поле?" Тот ему ответил: "Они меня достали".

Вне закона

Не секрет, что правовые позиции УФСИН по Москве очень шатки: согласно новому Жилищному кодексу общежития должны передаваться непосредственно в муниципальную собственность. 27 февраля 2007 года, по словам Ирины Бергалиевой, жильцы выиграли в Арбитражном суде дело о признании передачи общежития на Ясном проезде в федеральную собственность незаконной. Для исполнения этого решения в октябре они подали в Бабушкинский межрайонный суд иск по отмене распоряжения Фонда имущества о наделении УФСИН по Москве правом оперативного управления. Восемь месяцев представители УФСИН не являлись в суд, а за день до вынесения приговора, 17 июня, неожиданно в отставку ушел судья Дмитрий Дубровин. 19 июня новый судья Ирина Суменкова за "пять минут" приняла решение отказать жильцам в рассмотрении иска. До настоящего времени истцы не получили на руки мотивировочной части решения, но они уверены, что выиграют кассацию.

Впрочем, это понимают и в самой Федеральной службе исполнения наказаний. Начальник управления по Москве Владимир Давыдов признался на пресс-конференции в Интерфаксе, что "общежитие будет передано в муниципальную собственность, так как слишком велика нагрузка на бюджет". "Это лишь вопрос времени", - подчеркнул Давыдов. Агрессивное поведение тюремщиков, возможно, этим и объясняется: кто-то очень хочет поскорее заселиться в общежитие. Владимир Давыдов — это, в общем, не скрывал. Он объяснил произошедшее 24-25 июня в общежитии на Ясном следующим образом: "После того, как судебные приставы выселили жильцов из пяти квартир, сотрудники УФСИН, которым было выделено там жилье, на правах новых хозяев поменяли замки в квартирах и двери".

При этом начальник не преминул пожаловаться на нехватку кадров и высокую текучесть. Люди, по его словам, не идут работать в пенитенциарную систему из-за низкой заработной платы, поэтому 85 процентов служащих в московских изоляторах и уголовных инспекциях — это приезжие из других регионов. Однако, есть основания сомневаться, что руководство УФСИН идет на откровенное преступление лишь ради того, чтобы обеспечить крышу над головой рядовым охранникам и конвоирам. По сведениям жильцов, в общежитие селится в основном начальство, в том числе и москвичи. Прописка в общежитии дает им статус нуждающихся и право на получение нового жилья. Это широко практиковалось в советское время. Скорее всего, для удовлетворения собственных нужд тюремное начальство использует своих подчиненных - легализованных бандитов либо напрямую криминалитет.

"Гербач-палач"

Утром, как мы и договаривались с Алексеем Гербачем, я подъехала к зданию УФСИН по Москве, но несмотря на обещание быть на месте до обеда, его в своем кабинете не оказалось. По телефону он сообщил, что находится как раз в общежитии на Ясном, там, дескать, случилась авария. Однако, как удалось выяснить позже, никакой аварии не было. Произошло другого рода ЧП: в общежитие прибыл представитель ООН, а также съемочная группа телекомпании "Мир". По всей видимости, Гербач на этот счет не был предупрежден. Он отложил встречу и попросил перезвонить в три часа. На это время в районе Калужской площади возле зданий министерства юстиции, МВД и УФСИН жильцы общежития при поддержке различных партий и организаций наметили пикет.

На одном из плакатов пикетчиков откровенно было написано: "Гербач-палач". Пикет постарались отодвинуть в дальний угол площади, подальше от глаз начальства. Но скрыть сам факт его проведения не удалось: в курсе оказались и дежурные на пропускном пункте, и пресс-служба УФСИН. Но очевидно, что информация об этом пикете до руководства дошла в искаженном виде. Начальник УФСИН по Москве Владимир Давыдов по поводу пикета воскликнул: "Да вы его видели, пикет-то? Какие-то бомжи на травке разлеглись". Видимо кто-то "из своих" сфотографировал группу молодежи у фонтана на Калужской площади и положил это фото на стол руководства УФСИН как отчет о пикете. Где был Гербач во время пикета - неизвестно, телефон его не отвечал.

Руководство УФСИН так и не удосужилось провести служебное расследование относительно событий в общежитии на Ясном проезде. Начальник УФСИН по Москве Владимир Давыдов сказал: "Я не вижу оснований, чтобы подвергать Алексея Гербача каким-то взысканиям, его обязанность держать на контроле действия судебных приставов, выселяющих жильцов". Вечером я попыталась снова созвониться с Алексеем Гербачем. Он оказался на своем рабочем месте, но когда я ему представилась и напомнила о нашей несостоявшейся встрече, он резко ответил, что занят, и бросил трубку. Надо полагать, какие-то неприятности по работе у него все-таки случились.

Ирина Миролюбова

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter