Завтра исполняется ровно месяц со дня проведения Национальной ассамблеи. Достаточный срок, чтобы убедиться в том, что она действительно может стать и экспертной площадкой, и центром объединения оппозиционных сил, и координационным штабом протестного движения. Во всяком случае, общественные и политические деятели, выступавшие с подобными предложениями при организации Ассамблеи, не разочаровались в своих партнерах (большая часть которых является одновременно идеологическими противниками) и не разуверились в перспективах после первой сессии. Это, конечно, уже неплохо, поскольку пессимисты предрекали, что раскол произойдет уже на первом заседании.

Обнадеживающим признаком является и то, что и правые, и левые одинаково понимают задачи Национальной ассамблеи. Все (кроме самых непримиримых радикалов) сходятся в том, что прежде всего необходимо разработать демократическую выборную систему, позволяющую формировать органы альтернативной (а со временем – и действующей) власти на основе общественного представительства, а также объединить вокруг Ассамблеи (как экспертной и дискуссионной площадки) протестные силы. Несомненно, заседание 17 мая способствовало оживлению объединительного процесса во всех частях идеологического спектра. Стало очевидно, что власти не удастся избежать публичной дискуссии по важнейшим вопросам национального развития. Поэтому околовластные силы, с одной стороны, начали усиленно готовиться к диалогу с оппонентами (чего стоят одни рассуждения Грызлова о необходимости предвыборных дебатов), с другой, имитировать борьбу мнений, вступая в жаркие споры сами с собой. Как известно, экспертные клубы, созданные при "Единой России" собираются преподносить чуть ли не в качестве партийных фракций, а региональным отделениям партии власти приказали организовать дискуссии на местах. Можно с уверенностью предсказать, что вся эта затея неизбежно сорвется, поскольку открытое обсуждение ситуации в стране неизбежно будет раскалывать "Единую Россию", подрывать ее фактически неограниченное господство в политическом пространстве. Но правящая партия оказалась вынуждена действовать вопреки собственным интересам. Теперь ей придется либо в скором времени спешно сворачивать едва начатую общественную дискуссию, демонстрируя собственное убожество, либо переходить в оппозицию к самой себе, критикуя собственный курс и свои же решения.

Вообще, нужно сказать, что ситуация в стране развивается в русле чрезвычайно благоприятном для сторонников Национальной ассамблеи. Борьба между борцами за передачу всей полноты власти новому президенту и теми, кто хотел бы сохранить реальные полномочия в руках Путина, быстро перешла в публичное пространство и стала важнейшим фактором политической жизни. Медведев и Путин могут оставаться лучшими друзьями, всеми силами стремящимися сохранить взаимное согласие. Но теперь это уже не имеет ни малейшего значения, поскольку в последние недели была открыто продемонстрирована возможность проведения курса, противоречащего интересам значительной части премьерской группировки.

На этом фоне становится особенно заметной неоправданная пассивность Национальной ассамблеи. Складывается впечатление, что организации, вернувшиеся благодаря объединению в политическое пространство, внезапно растерялись и не знают, как воспользоваться появившимися возможностями. Конечно, ситуация улучшится после того, как активно заработают комитеты и комиссии, поэтому основное внимание сегодня нужно уделить разработке реалистических планов их деятельности. Но, судя по всему, осенью политический процесс будет развиваться достаточно быстро, и, если не закрепиться в нем сегодня, можно очутиться на обочине.

Национальная ассамблея должна действовать как единая структура, иначе все преимущества, созданные объединением разных по своим идейным позициям политических сил, так и не будут реализованы. Это не значит, что нужно приостанавливать объединительные процессы, идущие в левой, либеральной или государственно-патриотической среде. Напротив, Ассамблея им должна содействовать всеми средствами, как это делал ее организационный комитет, подготавливая первую сессию. Создание прочных идеологических альянсов внутри Ассамблеи является главным условием как общественного интереса к идущим в ней дискуссиям, так и внимания к ее требованиям и предложениям. Кроме того, появление в Ассамблее идеологических платформ, соответствующих наиболее распространенным в российском обществе идейным течениям, сорвет манипуляции власти, не позволит ей и дальше стравливать своих противников, представая в их глазах "наименьшим злом". Нужно как можно быстрее предпринять действенные шаги по объединению вокруг Ассамблеи протестных сил. Для этого следует, по-видимому, организовать совместные поездки в регионы руководителей Ассамблеи и наиболее видных представителей различных идеологических позиций.

Но все эти действия будут бессмысленными, если Ассамблея не будет действовать как единое целое. Прежде всего, необходимо создать механизм принятия Советом Ассамблеи политических заявления и обращений, затрагивающих важнейшие вопросы сегодняшнего дня. Обращаться Ассамблея должна не к руководству страны, а к другим политическим силам (в том числе и связанным с властью). Вполне возможно, что обращения Ассамблеи будут игнорироваться. Тем не менее, они станут фактом политической жизни, будут воздействовать на позиции политических сил и подталкивать их руководство к действиям, пусть даже и крайне робким. Темы для заявлений сегодня появляются, чуть ли ежедневно. Это может быть и поддержка судебного иска бесланских женщин, требующих установить степень вины нынешнего премьер-министра, как предложил Алексей Кондауров, и беспомощность правительства, неспособного хотя бы замедлить рост цен и остановить надвигающийся кризис, и начавшаяся сдача внешнеполитических позиций в обмен на преференции для российских корпораций.

Важным направлением деятельности Национальной Ассамблеи должно стать создание нескольких дискуссионных площадок по вопросам промышленного, научного, культурного, политического развития. Результатом их работы станет не только оценка угроз, с которыми сталкивается сегодня российское общество, но и предложения, касающиеся законопроектов Ассамблеи. Необходимо, чтобы к осени в распоряжении Национальной ассамблеи был целый ряд законопроектов, реализация которых могла бы остановить сползание страны к катастрофе. Эти законопроекты Ассамблея могла бы вынести на суд общественности или публично предложить политическим партиям, называющим себя оппозиционными, для рассмотрения в Государственной думе. Это и станет лучшим свидетельством того, что Национальная ассамблея прочно обосновалась в политическом пространстве страны, которое сегодня приходится воссоздавать заново.

Дмитрий Галкин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter