Майские праздники — очень удобное время, чтобы ненадолго забыть о раздражающе одинаковых буднях и по возможности погрузиться в другую реальность. Весьма завидная реальность в эти дни — это дельта Волги. Окрестности Астрахани сейчас представляют собой островки суши, со всех сторон окруженные водой, в которой полно рыбы. Сам город, конечно, производит довольно гнетущее впечатление своей неухоженностью, и в голове невольно возникают мысли о причинах и факторах, формирующих эту неприглядную картину, но это быстро проходит: в конце концов, многочисленные признаки социально-экономического бардака здесь с лихвой уравновешены необыкновенным богатством природных факторов. И в какой-то момент ты отчетливо осознаешь, что это место преисполнено какой-то особенной гармонии. По крайней мере, в это время года.

Итак, палатка, спиннинги, хорошая компания, небольшой лагерь на берегу какого-нибудь ерика — и несколько дней превращаются в маленькую жизнь, абсолютно независимую от той большой жизни, в которой есть работа, супермаркеты, телевидение, бытовые проблемы и ощущение своей зависимости от огромной машины государства. Здесь все просто: у тебя есть еда, потому что ты смог ее добыть, хорошее настроение, потому что рядом друзья, чувство защищенности, потому что люди, окружающие тебя, всегда готовы прийти на помощь. И с каждым часом такой жизни ты все больше пропитываешься этой простотой. Ощущаешь себя Человеком. Начинаешь верить, что эта свобода, искренность во всем вполне возможны и в той, большой жизни.

Возвращение назад очень болезненно. Потому что простота растворяется, а вера куда-то исчезает.

Поначалу обрывки неприкрытой фальши под видом новостей просачиваются в сознание, а потом откуда-то сверху на тебя наваливается это полумистическое слово "инаугурация". Этот ритуал вступления нового президента в должность — со всей своей помпой, символизмом, непременными атрибутами и, конечно, лицемерием — отчего-то кажется вершиной, апофеозом того фарса, который принято у нас называть "политической жизнью государства". Не надо видеть эту инаугурацию, чтобы представлять, какой она будет и какой могла бы быть…

Сначала клятва. Она стандартная, поэтому звучит, как мантра, как заклинание. Ее не надо пропускать через душу, а необходимо просто произнести вслух, чтобы из эфемерного "президента избранного" превратиться в полноценного президента. "…Охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, верно служить народу". Как показала история, совсем не обязательно следовать этим словам в своей деятельности — и при этом тебя не испепелит молния как клятвопреступника.

Потом президент говорит речь. Она до боли предсказуемая. О высоком доверии, которое он постарается оправдать, о том, сколь много сделал предыдущий глава государства и что главная задача не сойти с намеченного курса.

И вот тут, казалось бы: ну почему бы новому президенту, запнувшись на полуслове, не выбросить из головы мегабайты казенной речи и не сказать то, что действительно должен сказать Человек? Простой человек, который призван сделать жизнь других, таких же, как он, людей немного лучше, который должен служить примером, вызывать уважение и гордость. И ведь он мог бы сказать, потому что теоретически способен на это.

О том, что, наверное, пора прекращать врать. Врать окружающим, врать самим себе. Прежде всего — врать о прошлом. Да, Сталину можно поставить в заслугу форсированные темпы развития страны, но нельзя простить превращение ее в осажденный военный лагерь, где страх, предательство, насилие и смерть стали нормой. Где органы так называемой "государственной безопасности" начали войну против своего народа.

Да, при этом мы были великой страной, этого не отнять, но за это величие платилась огромная цена, исчисляемая миллионами загубленных жизней и искалеченных судеб, и об этом тоже нельзя забывать.

Да, это все было. Сейчас это нужно просто признать. У нас еще есть время, чтобы осмыслить и сделать выводы. Мол, ну если начистоту: мы все, кто сегодня живет в России, не ответственны за ту мерзость, которую доводилось творить нашим предшественникам, но мы ответственны за ложь — перед нашими детьми, перед соседями, перед самими собой, в конце концов.

Да, в свое время Советский Союз разделил с Германией Польшу, по сути, захватил Прибалтику, и советская жестокость на вновь присоединенных землях зачастую превосходила фашистскую. Мы победили фашизм — возможно, это величайшая победа в истории, но сегодня этот фашизм вернулся в новом обличье и изнутри разъедает наше общество.

В новейшее время тоже было наделано немало глупостей, и корни многих из них росли именно из уже устоявшейся лжи. Было много и новой лжи: изощренной, кровавой, бесчеловечной. Чечня, "Норд-Ост", Беслан, передел собственности и заказные судебные процессы. Стоит посмотреть на все по-другому. Стоит быть откровенными. Чтобы жить дальше. Чтобы жить по-человечески.

Вот так. Просто, искренне, от сердца.

И ведь многое бы изменилось в одночасье от одних таких слов. Невообразимо многое. Что-то подобное незримой гигантской очищающей волне прошло бы через всю страну от Калининграда до Владивостока, разрывая скорлупу равнодушия на каждом из нас, заставляя мыслить и чувствовать и неся ощутимые изменения без всяких революций.

Но это невозможно. Ни сейчас, ни через четыре года, ни в обозримом будущем. Для того, чтобы сказать эти слова, надо быть Человеком. Когда-то наверняка и вступающий в должность президент был им. Но восходящие потоки сильно изменили его сущность. В конце концов, именно благодаря лжи он смог возвыситься и теперь ответственен за эту возвышающую ложь, производные которой — деньги и власть над людьми. И сейчас он на вершине (пусть и довольно условной) над массой таких же, как и он, только рангом пониже, безликих Инаугуроидов, что, раскрыв рты, наблюдают за церемонией вступления в должность избранного президента России.

Николай Жуков

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter