- Бог свидетель, в этом доме мне обещали любовь...

- Брось, - сказала тетка Аня. - Этого тебе никто обещать не мог.

Павел Крусанов, "Ночь внутри"

В одном из, как принято сейчас выражаться, "религиозных учений" (кажется, индийском) утверждалась следующая идея. Число душ вовсе не равно числу тел; мир дольний засеян строго ограниченным количеством огня. Души усердные достигают освобождения. Души ленивые перерождаются в мясном мире, где с каждым разом все труднее найти наставника и проводника. Поэтому спасение требует все больших и больших усилий, а земная жизнь для того, чье сердце - не только красный комок, все сильнее напоминает ад, сводится к механическому воспроизводству абсурдных ситуаций. Таким образом, человечество движется к своему закату. Народу все больше, людей все меньше.

Процесс этот, что самое интересное, не предусматривает стоп-крана. Точно так же, как нет универсальной доктрины спасения. Войну против армии монотонно движущейся глины невозможно выиграть. В ней можно только не проиграть. И каждый лично рассчитывает свою тактику.

Однако прежде следует избрать для себя ясные ориентации, абсолютные принципы, выстроить иерархию положительных качеств, позволяющих отличать подлинного человека от его искусственного, автоматизированного подобия. И в дальнейшем от этих принципов не отклоняться - если, конечно, нет желания самому превратиться в проточную грязь. В противном случае любая тактика теряет смысл, она превращается в путеводитель для слепых по направлению к яме.

Интермеццо: тусовка

Год 2002. Я нахожусь в небольшом, но довольно престижном заведении, в центральном районе Москвы. Мне 19 лет, я еще не интересуюсь политикой. Но мне лестно находиться в компании людей, способных козырять громкими фамилиями депутатов и губернаторов. Эти люди способны вытащить из бумажника несколько стодолларовых купюр и легким жестом бросить их на стол. Эти люди востребованы властью во всех ее высочайших операциях. Снисхождение этих людей вселяет в меня чувство подросткового восторга - сродни головокружительным ощущениям влажной фанатки, которую позвал за сцену бухать и обниматься какой-нибудь рок-кумир.

Кончилось все резко и отвратительно, так в кинопроекторе неожиданно лопается пленка. Люди пили водку и кричали "Слава России!" Их заплетающиеся языки выводили здравицы в честь нового президента Владимира Путина. Как оказалась с нами за столом эта хохочущая дама с дурной кожей, я не помню. Но повод для хохота и выпивки у нее был.

Дама призналась, что работает в каком-то комитете, занимающимся восстановлением Чечни. Суть проектов, выполняемых дамой, была следующая - возводится что-то вроде сарая. В отчетах прописывается жилой дом. Дальше рядом с сараем взрывается хлопушка. Сарай из груды вертикально поставленных досок превращается в груду досок, горизонтально положенных. Ну что поделаешь, мы строим, террористы рушат. Много еще банд кровожадных скачет по дремучим кавказским горам.

Дама опрокинула еще рюмку, дружелюбно впилась мне в ребра острым локотком. Собравшиеся весело и звонко сдвинули стаканы за возрождение государства российского. С улицы послышался гудок. За дамой приехал мальчик - тонкий живот, тугие джинсы, взгляд с поволокой. Красная иномарка, довольно вычурная. И дама, помахав нам на прощание французским маникюром, укатила вкушать удовольствия. Ее проводили понимающими улыбками.

Это были самые важные 15 минут в моей жизни. Я встал, меня немного подташнивало. Быстро со всеми попрощался. И больше никогда не заходил в это небольшое, но престижное заведение в центральном районе Москвы. Лицо нового российского патриотизма мне запомнилось превосходно, освежать его в памяти вовсе не требовалось.

Тем более что основные черты этого лица прекрасно пропечатаны в кусках прожженной, годами обрабатываемой глины, которой завален и телеэкран, и городские улицы.

* * *

Год 2008. 11 февраля. Сторонники Эдуарда Лимонова Андрей Никитин и Яна Хубаева срывают закрытый показ фильма "Поцелуй не для прессы".

Это довольно интересное кино. Оно не представляет ни малейшей художественной ценности, однако, по замыслу авторов, решает крайне важную задачу. Сюжет фильма основан на тщательно прополотых фактах из биографии Владимира Путина. Зрители должны были увидеть Путина с неожиданной стороны - чуткого, романтичного, стесняющегося, влюбленного. "На чугунную гирю стали натягивать резиновую маску человеческого лица", - писал Дмитрий Быков о подобного рода начинаниях.

Но зрители в результате увидели совсем другое. Андрей и Яна завесили проектор растяжкой "Путин - преступник", разбросали листовки с перечислением преступлений властей перед народом. Акция нацболов представляла собой чистейший пример бунта, обращенного даже не против Путина, а против самого Его Величества Спектакля. Маска на гире скукожилась и обмякла, грим потек с нее черными каплями. Зал зааплодировал.

Не весь, разумеется, зал. Но треть - как минимум. Я не знаю, почему. Быть может, эта треть радовалась неожиданному развлечению или подсчитывала прибыль - ведь скандал есть лучшая реклама. Быть может, она сама устала от своих вельможных ролей, и отдавала должное мужеству тех, кто еще не утратил силы сопротивляться. Но это и не важно.

Важен сам характер действия. Характер следования принципу, благодаря которому ложь не имеет права оставаться неразоблаченной, в какие пастельные покрывала она бы кокетливо не куталась. Нужно умение и характер, чтобы вскрыть силиконовую харю и показать, как из рваной раны хлещет мертвая ртуть и разбегаются насекомые.

В конце концов, если бы тогда, в 2002 году, я не присутствовал на помянутой уже пьянке, а просто посмотрел бы видеозапись довольных жизнью ребят, после каждой стопки выкрикивающих патриотические лозунги, то разве нашел бы в представленной сцене какой-то грех, заставила бы она меня насторожиться? Бог знает, где бы я сейчас находился, если бы тогда не прощупал изнанку государева пиршества. Или соблазнился бы ею.

Каждому из вас мы даем шанс на знакомство с этой изнанкой. Разумеется, вы вольны от этого шанса отказаться. Мы не персонажи фильма "В значит Вендетта", поэтому действуем исключительно собственным примером. Маяки мы зажигаем, "а там хоть не рассветай". Веревкой море морщим, проклятое племя корчим. Если вам от этого не совсем комфортно - то это лишний повод задуматься о том, к какому племени вы принадлежите.

О племенных отношениях

У каждого человека есть настольная книга. Иногда, с учетом ситуации, настольные книги меняются. Моя настольная книга последних нескольких лет - "Очерки преступного мира" Варлама Шаламова. Это помогает лучше прочувствовать и понять правила, по которым выстраиваются отношения в России - личные, общественные, политические, какие угодно.

Вот что пишет Шаламов:

"Дать честное слово вора фраеру, обмануть его, а затем растоптать клятву и нарушить ее - это воровская доблесть, предмет хвастливых россказней где-нибудь на тюремных нарах".

И вот:

"У крестьянского парня, у рабочего парня, у интеллигента голова идет кругом от неожиданностей. Парень видит, что воры и убийцы живут в лагере лучше всех, пользуются и относительной материальной обеспеченностью, и отличаются определенной твердостью взглядов и завидным разудалым, бесстрашным поведением. <…> Молодой крестьянский парень начинает услуживать блатарям, подражать им в ругательствах, в поведении, мечтает оказать им помощь, озариться их огнем. Недалек час, когда он, по указанию блатарей, сделает первую кражу в общий котел - и новый "порчак" готов. Яд блатного мира невероятно страшен. Отравленность этим ядом - растление всего человеческого в человеке".

И много еще о чем пишет Варлам Шаламов. Если выжать его тексты до сухого остатка, лишить наблюдаемые им сцены всех живописных подробностей, то остается следующий перечень утверждений: "Блатные - не люди. Пока ты человек, ты не блатной. Человеку и блатному договориться невозможно. Нет большей радости для блатного, чем уничтожить человека - превратив его в раба, труп или, что реже, такого же блатного, Все романтические легенды, которые распространяют о себе блатные, являются заведомой ложью и служат только одному - одурачить фраера, то есть любого, кто не блатной". Это то, о чем постоянно следует помнить, если ты находишься среди блатных и при этом желаешь остаться человеком.

Но некоторые, как отмечает и Шаламов, оставаться людьми вовсе не пытаются. Глина мягкая, теплая, жирная. Упасть бы в нее, самому стать глиной. Хохотать и издеваться над дурачками - там, на холоде, на голых жестких досках, с пустыми животами, и еще пытающихся что-то заявлять, на что-то надеяться, что-то отстаивать, хорохориться. А давайте мы над ними подшутим? Поприкалываемся? Зубик выбьем, пайку умыкнем, телогрейку ихнюю, одну на всех, в карты друг другу проиграем? Когда фраера воют - это так забавно. Позабавить корешей и самого себя - для блатного высшее наслаждение, мера удали. Чем изобретательнее нелюдь измывается над человеком, там сильнее уважают ее другие нелюди. А уважение - это наркотик. И если он есть только у нелюдей, значит, к ним и надо идти. Вдруг получится договориться, и они сжалятся, отсыпят? А если не получится, ну значит сам таким же стану. Надоело быть лохом.

"Замяукали котята, надоело нам мяукать, мы хотим, как поросята, хрюкать". Впрочем, судьба вороны, утыкавшей себе хвост павлиньими перьями, уже известна. Получеловек на побегушках у нелюдей, получает вполне заслуженное презрение со всех возможных сторон. И никто ничего ему не отсыпет.

Что такое уважение? Уважение, это когда над тобой не смеются. Именно утробный, нутряной, не ведающий смущения хохот стал основным оружием блатных и основой их существования.

А фраерам постоянно вдалбливают в податливые головы - если ты хочешь, чтобы блатной над тобой не ржал, готовься исполнить уйму мелких поручений. Но как же блатные ржут вослед тому, кто повелся на эту разводку.

Сколько людей уже превратилось в помесь ящерицы с пингвином, только для того, чтобы перестать быть объектом кремлевских насмешек. Чтобы получить право самому выбирать себе такие объекты. Дедушка Фрейд изрядную бы нашел себе работу, изучая этих особей. Жаль, я не большой поклонник дедушки Фрейда.

Когда шестерка получает дружеский пинок от блатных, он идет в свой куток, находит там подходящую жертву и толкает ей в горло заточку. Когда какую-нибудь гламурную барышню, за пайку малую устроившуюся в околоправительственный офис, упитанное начальство, ради уточнения иерархии, шлепает ладонью в нежный зад, барышня яростно строчит в интернет-дневнике, что Лимонов педераст, а Каспаров сумасшедший. Ее-то только по заду шлепнули, а она зато не сумасшедшая. Отмеченная, оцененная.

Впрочем, она бы, пожалуй, тоже заточку воткнула. Только руки коротки.

Не думаю, что вы не заметили - и каждое свое преступление, и каждую акцию оппозиции власть объясняет исключительно через "хи-хи".

Дело Алексаняна. "Хи-хи, армянин спидозный на нарах язвами оброс, прикольно!"

Отравление Литвиненко. "Хи-хи, раньше с Березовским дружил, а теперь смотрите какой желтый и лысый, прикольно! Хи-хи, а англичане-то эти как пыжатся, прикольно!"

Устранение ОБСЕ: "Хи-хи, как мы буржуев-то нагнули, а они такие смешные с этими лежалыми визами, прикольно!"

Разгон "Маршей несогласных": "Хи-хи, как этим колунам-то по башке настучали, прикольно!"

Про политзеков и вовсе разговора нет. Да любое, как я уже сказал, буквально любое дело. Лодка утонула. И нежная улыбка.

Именно так, через "сытый, беспечный юмор" и происходит процесс расчеловечивания. Нет более ненавистного мне в современной России слова, чем слово "прикольно".

Бороться с ним горькой, ответной сатирой, как это делает Шендерович, бесполезно. "Хаханьки" могут уязвить только того, кто склонен к рефлексии. Расчеловечившийся, наслаждающийся чужими бедами блатарь рефлексировать не способен. Шестерка же за попытку расшевелить остатки его человеческих чувств только возненавидит вас еще больше.

К чему все это многословие? Я отвечу: для очистки совести. Хотелось бы зажечь еще один маяк, проговорить эту тему до конца, чтобы больше к ней не возвращаться.

Я устал от фраеров, сидящих за одним столом с блатными, но при этом ценой неимоверных усилий старающихся сохранить человеческое выражение лица. Я устал от их настырных попыток доказать мне, что глина на их щеках - просто такой модный тональный крем необычного цвета. Тем более я устал от того, что они объясняют свое поведение "простыми человеческими отношениями". В которых ничего человеческого заведомо нет и быть не может.

Андрея и Яну после их акции в кинотеатре "Художественный" собирались судить по 282-й статье. Яна, к счастью, отделалась административкой. Андрей отпущен под подписку о невыезде. Его ждет суд. Статья 282-я, как уже говорилось.

Незадолго до этой акции ряд видных правозащитников России подписал обращение к "уважаемому господину президенту". С пожеланиями как можно активнее бороться со всяким "экстремизмом". Надеюсь, видные правозащитники в полной мере удовлетворены своими действиями.

Я не знаю, как объяснить этим людям, что любая статья, посвященная "мыслепреступлениям", будет объявлять преступлением именно те мысли, которые не устраивают правительственные элиты. Или приписывать эти мысли человеку, которого необходимо посадить, а формального повода нет.

Савва Тереньтев, рок-музыкант, осужден за "экстремизм". Разжигал рознь в своем интернет-дневнике. Назвал милиционеров "мусорами". Вот что решили эксперты: "Весь словесный ряд представляет собой действие, направленное на унижение социальной группы "милиция" путем формирования ассоциации с мусором, грязью, с тем, что мешает человеку вести достойный образ жизни".

Дорогие правозащитники. Не хотите ли вы, в рамках собственной компетенции, защитить мое право формировать ассоциации с чем угодно в отношении социальных групп, деятельность которых меня не устраивает?

Любой "экстремист", даже самого черносотенного толка, является нашим потенциальным союзником. Потому что для того, чтобы думать экстремистские мысли в России, где могут посадить только за то, что ты проассоциировал работников милиции с мусором, нужна некоторая решимость.

Я могу понять людей, которые борются с системой. Пусть даже с самых сомнительных позиций борются, но я подойду к ним и попытаюсь поговорить. Сам факт того, что они признали - в стране происходит что-то не то, и этому надо сопротивляться; что можно жить не только брюхом и хохотом, уже делает их весьма интересными собеседниками. Если я не смогу их убедить в том, что антисемитизм - это глупо, а демократия - это хорошо, значит я плохо продумал свои аргументы.

Но я не могу понять людей, которые поддерживают репрессии. Я не могу понять людей, которые делят мысли на плохие и хорошие, потому что в мире ожившей глины возникновение любой мысли - это уже хорошо, это уже событие.

Я не могу понять людей, которые служат блатной системе. И называют это защитой чьих-то прав.

Даже самых отвратительных граждан нельзя сажать за решетку только потому, что они отвратительны. Требуются какие-то действия с их стороны.

Но я давно заметил, что самые отвратительные действия совершают внешне очень приличные люди. Не думаю, чтобы у того, кто разрабатывал и принимал 282-ю статью, рос рог на лбу или шла сера из-под хвоста. Наверняка носит пиджак, гладко бреется, тщательно причесывается.

Не бывает "экстремистов" правильных и неправильных. Есть преступление и отсутствие такового. За преступления нужно и судить, и сажать. Преступлением является в том числе оскорбление и клевета. Но если вы действительно собираетесь объявлять любую не устраивающую вас мысль или слово - преступлением… То я представляю себе финал.

"Хи-хи. Чмырь-то этот, только вякнул, а его уже в кутузку! Прикольно!"

Или быть может, вы хотите именно этого? Чтобы кремлевский блатарь дал вам священное право на "хи-хи"? В таком случае, я вам вряд ли союзник.

На одном из последних пикетов я видел чудовищный плакат. Плакат гласил "сажайте фашистов, а не правозащитников".

Скажите, а почему нельзя было написать "сажайте уголовников"? На что вы, стоящие с такими плакатами, рассчитываете? На то, что вы невиновны? Перед блатным виновен каждый, кто не блатной. И всякий "экстремист" - не блатной. И всякий - виновен.

Поэтому объединенная оппозиция должна объединяться исключительно по принципу отношения к блатоте, как это произошло в (на) Украине. Всякое иное объединение бессмысленно.

Но это аверс. Есть еще и реверс.

Если глядя на аверс, я могу попытаться хоть как-то объяснить открывающееся моим глазам зрелище: там хорошие деньги, большие амбиции, высокие соглашения, которые, разумеется, закончатся хохотом блатных, но ведь любой участник лохотрона в глубине души надеется на выигрыш - то реверс приводит меня в подлинное остолбенение.

Речь идет о так называемой "тусовке". И если аверс относится к генералам оппозиционного движения, то реверс - к рядовым и младшему офицерскому составу.

Чем отличается тусовка от организации? Организация имеет цель. Тусовка цели не имеет. Организация собирается для принятия решений. Тусовка для того, чтобы "пообщаться".

Организация ставит принципы выше человека. Для организации человек является человеком ровно настолько, насколько он способен следовать принципам. Для тусовки главное, чтобы человек умел открывать рот. Умеет - значит человек.

Организация ценит дух. Тусовка наслаждается мясом.

"Нам хочется отвлечься. И развлечься. Нам хочется окунуться в привычную для себя среду, где нет пафоса и жертв, а есть приятные люди", - говорит тусовка и моргает.

"У нас есть жизнь общественная и жизнь личная. Мы имеем право смеяться и шутить", - говорит тусовка и моргает.

"Не нужно этой всей серьезности", - говорит тусовка и моргает.

"Пока не оскорбляют лично нас, мы наслаждаемся вкусом прекрасного кофе. Какая разница, если сидящий напротив человек смеется над чем-то другим: над нашими лидерами, над нашими акциями, над нашими товарищами. Товарищи далеко, а тот, кто напротив - рядом. Ему можно положить голову на плечо, и он погладит тебя по волосам. Он скажет, что тебя окружают лохи, но сам ты не лох, и поэтому он верит, что ты однажды образумишься. От этого очень приятно. От этого наступает душевное тепло".

Так говорят люди, лишенные души. И моргают.

Человек на другом конце стола говорит, что тот, кого ты несколько дней назад хоронил на серпуховском кладбище, сам виноват. И не нужно делать из этого спекуляции.

Тусовка молчит.

Как такое возможно?

"Нужно уважать чужое мнение", - отвечает тебе тусовка. И, конечно, моргает. Она не понимает, кто находится по ту сторону стола. И даже не хочет об этом задуматься. Потому что мысли вредят душевности.

Тусовка хочет простых радостей. Тусовка хочет приблизиться к хохоту. Когда кто-то хохочет над чужой жизнью и смертью, тусовка тает медом. Ведь это здоровый цинизм. Это прикол. Это очень круто. И это очаровывает. Очень хочется хохотать вместе. Вместе с человеком, который тебя (о, наконец-то) понимает.

Так что же вы до сих пор делаете среди нас? Среди тех, кто обещал вам боль, страх и борьбу, но больше не обещал ничего?

Мы не обещали вам любви. Мы не обещали вам тепла. Мы не обещали вам уют. Мы не обещали вас жалеть, понимать и вылизывать ваши социальные язвы. Мы говорили вам - свобода или смерть.

Вы слушали. И моргали. Вы привыкли к шуткам и думали, что мы шутим. А мы не шутили. Мы оказались скучные люди.

Разговорился я, помнится, с одним соратником. "Слушай, - говорил мне соратник, - ну ведь эти кремлевские сволочи нас же помоями поливают, лгут о нас постоянно, ребят наших бьют и сажают, а теперь и убивают еще. И все равно, своих так поспрашиваешь - этот на фэповский банкет бегал, тот - на рыковский, а еще одна вообще всю ночь с нашистами тусила. Это как вообще?"

"Да очень просто, - отвечаю. - Весело там и гламурно".

"А зачем тогда они оттуда к нам обратно возвращаются?" - продолжал недоумевать соратник.

"Это еще проще. Потому что без нашего присутствия здесь - им бы там вовсе не было весело и гламурно. Дали бы им тряпку в зубы или отправили дрова колоть. А так - нельзя. Оппозиция в гости пришла. Непримиримая. Надо развлекать. Чтобы примиримой стала. Называется - конструктивное взаимодействие".

"Так может гнать их к чертовой матери?"

"Уже бессмысленно. Во-первых, мы в очередной раз услышим привычную арию о том, что "даже в "Единой России" демократии больше, чем в "Другой". Во-вторых, после назначения Медведева стоять в раскорячку не получится. Победят или принципы… Или пазитифф, как выражаются в тусовке. Но вопрос будет решен окончательно и на много лет вперед".

Интермеццо: позитив

Я видел таких. Как раз в 2002 году, у "Норд-Оста". Мне тогда довелось провести трое суток как телепродюсеру "на передовой". Я видел всех этих "хихикающих", бьющихся в истерике перед оцеплением ОМОН. "Там мой Мишенька/Васенька/Женечка". Я стоял, смотрел на них, и думал: "Вот она, цена".

А еще так бывает. Взорвался самолет - говорят, что чеченские смертницы. На землю падают куски мяса. Каждый такой кусок может принадлежать человеку, чей портрет стоит у тебя на рабочем столе. Ты смотришь на этот кусок и шепчешь имя своего близкого. Имя, на которое он уже никогда не отзовется. Дальше - равнодушные чиновники из Минтранса. Коридоры, очереди, столы, начальники. 50 тысяч рублей. И за каждый этот рубль ты скажешь спасибо. И за каждую печать поклонишься в ноги.

Знаешь, что самое интересное? Ведь дома, в семье, эти люди так не говорят. Омоновец избивает старика, а потом снимает камуфляж - и образцовый папаша. Или судья, утром сажает пацана на пять лет ни за что. Возвращается в свою нору, избавляется от мантии - и все, домохозяйка, борщ варит, детишек чмокает. "Человеческие отношения". "Душевная теплота".

Или очередной развязный идиот из модной кофейни. Если мент ради галочки подкинет его брательнику наркоту в карман. Ох, как завоет идиот из модной кофейни. Куда только лоск весь денется, куда испарится "альтернативное мнение"? Помнится, какого-то "румоловца" пытались в армию призвать. Ты бы это видел…

Даже если этого и не произойдет. Знаешь, мне жалко их детей. Вырастут дети, их спросят: "А кем твой папа работает?" Что ответить? Правильный ответ: "Он пидарасом работает, в модной кофейне". А мама рейтинги накручивает. В ЖЖ. Знаете, Марья Ивановна, что такое ЖЖ? Вот там и накручивает.

Интересно, Окопный обзавелся потомством? "А мой папа - убийца. Ему недавно премию выписали".

Не дай им Бог пойти на неправильный спектакль. Или сесть в неправильный самолет. Или жить в неправильном доме за неделю до президентских выборов. Или просто иметь неблагонадежное выражение лица, проходя мимо представителя власти, когда тот в плохом настроении.

Бог милосерден. Но он не фраер. Его на "хи-хи" не возьмешь.

Станислав Яковлев

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter