Одна из знаменитых порфировых ваз, украшавших вход в Летний сад со стороны Михайловского замка, раскололась на части. Вода, скопившаяся в полости вазы, замерзла, и образовавшийся лед разорвал камень. В общем, ничего экстраординарного — просто законы физики, известные каждому старшекласснику. Недавно специалисты выяснили, что по тем же причинам на грани разрушения находится другая старинная ваза, стоящая на набережной Невы. Но это не стало поводом для того, чтобы позаботиться о консервации ваз в Летнем саду в преддверии зимы. Работники Летнего сада, видевшие, что по камню пошли микротрещины, ограничились тем, что установили ограждение…

Стоит отметить, что о ЧП журналисты и чиновники узнали от авторов "Живого Журнала" — именно они пытались "поставить на уши" всех, кого возможно, чтобы спасти скульптуру (поначалу казалось, что речь идет только о трещине, но потом, когда лед растаял, половина вазы просто рухнула на землю). Но, что характерно, в новостях на официальном сайте "5 канала" информация о происшествии так и не появилась — видимо, ее сочли слишком незначительной.

Блистательный Санкт-Петербург уходит в небытие. Два года назад энтузиасты сняли документальный фильм "Сумерки нового века" о разрушении памятников архитектуры. По мнению авторов фильма и их собеседников, это происходит в том числе из-за одичания петербуржцев, как простых, так и тех, кто находится у власти. Людей, по-настоящему знающих историю города и ценящих его эстетику, становится все меньше. Фильм провалялся на полке два года: его показали всего один раз, причем в ночное время. Вероятно, определяющую роль здесь сыграла оценка губернатора Петербурга: Матвиенко сочла "Сумерки нового века" интересной, но несвоевременной работой. По большому счету, так оно и есть, ведь работа городских властей по развитию северной столицы накрепко связана с формированием "новой эстетики", к которой чем дальше, тем больше приучают горожан.

Хорошо помню, как накануне какого-то нового года (еще при губернаторе Яковлеве) в Питере торжественно открыли новую пешеходную зону. Малая Садовая, сверкавшая, как новогодняя елка, выглядела совсем не петербургской, заставляя вспомнить старую песенку про множество золотых огней на улицах Саратова. На фоне Невского все это "великолепие" выглядело весьма дешево, и большинство из тех, кто приехал полюбоваться на новый облик Малой Садовой, не испытали ничего, кроме разочарования и обиды. Перед нынешними праздниками выбралась вечером в центр и с удивлением обнаружила, что диссонанс между "саратовской" пешеходной зоной и Невским проспектом исчез. Нет-нет, огней на Малой Садовой не стало меньше, просто такое же разноцветие появилось и в сквере на площади Островского. Яркие лампочки замигали на ветвях деревьев и на ограде, голубые ларечки и карусели обступили памятник Екатерине, и было бы неудивительно, если бы он тоже закрутился на постаменте. Вот только здание Александринского театра выбивалось из общего ряда — шедевр русского классицизма оказался плохим фоном для рождественской ярмарки. Впрочем, не исключено, что в следующем году ему тоже придумают "оживляющую" праздничную подсветку, чтобы творение Росси, вслед за Петропавловской крепостью, начало искриться и менять окраску…

Конечно, можно утешить себя тем, что срок работы рождественской ярмарки невелик. Но, допустим, каток на Дворцовой площади, который полностью изменяет вид площади, просуществует до весны. А в мае снова заработает огромный фонтан на стрелке Васильевского острова, перекрывающий вид на Неву и Петропавловскую крепость. А в самой крепости собираются сделать парк развлечений. А самое грустное состоит в том, что все эти новшества уже не вызывают отторжения у большинства жителей города. Многим уже даже начала нравиться мишура, которая скрывает великий город. И не просто скрывает — доминирует на его фоне. Было совсем не трудно найти другую площадку для катка, но его залили вокруг Александрийской колонны, хотя гарантий того, что это не отразится на состоянии памятника, нет. Для грандиозного музыкального фонтана тоже можно было найти другое место, но представители властный структур решили, что лучше всего он будет смотреться в историческом антураже. Исторический антураж чрезвычайно ценят и строительные компании, сносящие дома-памятники в центре Петербурга, чтобы на их месте возвести новые торговые центры и жилые комплексы с "видовыми" квартирами. Все это называется развитием города – исподволь, день за днем, нам внушают, что прежний Ленинград был слишком скучен и неудобен, и что в результате происходящих перемен он не только не потеряет свое лицо, но и наоборот, приобретет европейский лоск, и что пара-тройка новых высотных доминант лишь подчеркнут его своеобразие…

Самое интересное, что власть не лукавит — небоскребы легко впишутся в ярмарочную эстетику нового Петербурга. Проблема лишь в том, что старый Петербург пока еще жив — и те люди, которые его любят, тоже еще живы. Их не так много, как в прежние годы, но, тем не менее, борьба не окончена, и не время позволять "противникам" в телеэфире рассказывать о тех памятниках, которые мы уже потеряли или можем потерять в ближайшее время. Тех, что остались, за глаза хватит, чтобы показывать туристам, поэтому поднимать шум из-за такой мелочи, как разбившаяся ваза, тоже не стоит. Одной достопримечательностью больше, одной меньше — какой смысл плакать по волосам, когда голова, на которой эти волосы растут, приговорена?..

Виктория Работнова

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter