Церемония вручения национальной телевизионной премии "ТЭФИ" в 2007 году несколько отличалась от предыдущих. Во-первых, из числа учредителей Академии российского телевидения вышли телекомпании НТВ и ТНТ, сведя, тем самым, к минимуму, конкуренцию на "официальном поле". Кроме того, наблюдатели ожидали на старте выборной кампании неизбежную "зачистку" эфира. Начало ей, по идее, должно было дать именно распределение призов, точнее говоря, даже порядок вручения заветных статуэток.

Скажем сразу, что ожидаемая "зачистка" состоялась. Однако никто не ожидал, что она окажется столь тотальной.

Некую "наводку" для академиков дал сам патриарх российского телевидения Владимир Познер. В многочисленных интервью, которые он, вопреки обыкновению, раздавал направо и налево накануне церемонии, Владимир Владимирович настойчиво подчеркивал всего-навсего один тезис. По его убеждению, российское телевидение должно быть не оппозиционным, а профессиональным. Посвященные догадывались, что скрывалось за этой туманной фразой. Вероятнее всего, мэтр прозрачно намекал на то, что оценивать представленные работы следует исключительно по двум критериям: качеству "картинки" и степени лояльности действующей власти.

Примерно так и проголосовали академики. По количеству наград в лидеры с огромным отрывом вышел Первый канал. На втором месте оказался, как и ожидалось, канал "Россия". Вплотную к нему приблизился ТВ-Центр. Образцом для подражания и лучшим организатором телевизионного пространства был назван гендиректор Первого Константин Эрнст. Чуть ли не каждый выступавший на сцене считал своим долгом засвидетельствовать глубочайшую признательность и почтение "лично Константину Львовичу". Тем самым, церемония окончательно превратилась в фарс, густо пропитанный, к тому же, порядком подзабытым застойным душком.

Лучшей информационной программой в сложившейся ситуации, естественно, могла стать только программа "Время". Она и стала ею. Соответственно, лучшим ведущим информационно-аналитической программы стал Петр Толстой из "Воскресного Времени". Так академики поставили на место других претендентов на статуэтку, прежде всего, Андрея Норкина, Марианну Максимовскую с "Неделей" и Юлию Мучник с "Часом Пик". Ясно, что "ставленнику Гусинского" в предвыборный год ничего не светило. Как и Марианне Максимовской с ее умеренной оппозиционностью. Что же касается Юлии Мучник, представлявшей на "ТЭФИ" одну из лучших российских компаний, томскую ТВ-2, то здесь ситуация выглядит предельно циничной. Накануне церемонии в кулуарах многие академики называли ее программу лучшей из представленных на конкурсе и фактически эталонной в своем жанре. Но результаты голосования оказались прямо противоположными. Они показали, что для официального признания у нас требуется не мастерство и талант, а угодничество и подхалимаж.

Телекритик Ирина Петровская в субботнем эфире "Эха Москвы" рассказала, что итоги голосования вызвали волну возмущения среди академиков. Известный журналист Владимир Молчанов в знак протеста даже вышел из зала. Но это был тихий протест, никак не повлиявший на ход церемонии.

Но одним только информационным жанром "зачистка" не ограничилась. Не менее позорным стало голосование в безобидной вроде бы номинации, определявшей лучший художественный фильм и, соответственно, лучшего режиссера этого фильма. К всеобщему удивлению, лучшим режиссером был назван Александр Буравский, автор гламурно-прилизанной версии истории ленинградской блокады. Без премии остался Николай Досталь, который, между прочим, в фильме "Завещание Ленина" единственным из номинантов затронул тему сталинских репрессий в год семидесятилетия со дня их начала. За бортом оказался и Тигран Кеосаян. Его ироничный "Заяц над бездной" был посвящен не менее "неприличной" в сегодняшних условиях теме – эпохе брежневского застоя. Признание лживого, но "правильного" "Ленинграда" образцом телевизионного художественного кино преследовало, думается, еще одну цель. Не исключено, что академики хотели показать, как нужно трактовать отечественную историю в духе указаний российского президента.

В этой связи на ум пришла забавная мысль. Церемония вручения премий "ТЭФИ" показалась почти что карикатурой на предстоящие парламентские выборы. Результаты ее точно также были предрешены заранее. На то, какими эти результаты должны быть, тонко намекнул мудрый президент телеакадемии по имени Владимир Владимирович. За первые места состязались две официальные и "одобренные сверху" телекомпании. Ну, а остальные участники должны были создавать видимость свободы выбора и демократичности принятия решений.

Как и следовало ожидать, буквально в день вручения призов лауреаты "ТЭФИ" разных лет и возможные реальные претенденты на заветный приз бросились отрабатывать выданные авансы. В программе "К барьеру!" (канал НТВ) Владимир Соловьев окончательно отбросил всяческие приличия, которыми и раньше не очень-то себя обременял. В ходе "дуэли" между Борисом Немцовым и Александром Прохановым ведущий, заметив, что эксцентричный писатель явно терпит поражение, откровенно встал на его сторону. Вместе они яростно бросились защищать любимого президента от нападок "либералов".

Другой обласканный властями журналист, автор программы "Пятая студия" (канал "Россия") Сергей Брилев, начал передачу с прямой подтасовки фактов. Он дважды повторил в камеру на крупном плане, что в ближайшее время на границах России может разразиться ядерная война, которую развяжут Соединенные Штаты Америки. В результате гостю программы, сотруднику Института мировой экономики и международных отношений Владимиру Дворкину, пришлось поправлять распоясавшегося журналиста. Ученый твердо сказал, что в любом случае, ни о каком ядерном конфликте речи идти не может.

Однако эталоном пропагандистской продукции, наглядно демонстрирующей противостояние народа и власти, стала, как это уже не раз бывало, программа "Судите сами" (Первый канал). В ней обсуждался вопрос о праве граждан на ношение оружия. Впервые он был поднят, кстати, еще нацболами. Однако участники передачи, депутаты и политики (состоящие почему-то в основном из представителей силовиков) в этом праве своим согражданам решительно отказали. На них не действовали разумные и логичные аргументы. Чекисты и милиционеры с пеной у рта доказывали, что Швейцария, Польша, Финляндия, Америка и все остальные страны, где гражданам предоставлено право защищать свою жизнь, нам не указ. Что республики Прибалтики даже в советский период отличались от всей остальной страны по менталитету "в лучшую сторону". Что даже молдаване, которым тоже сегодня разрешено приобретать огнестрельное оружие, более законопослушны, нежели русские. Причем, все эти оскорбительные замечания касались "простых" граждан. О себе "слуги народа" с гордостью говорили, что у них-то оружие есть и расставаться с ним они не собираются.

Очень точным оказалось в этой связи горькое замечание одного из участников дискуссии, писателя Михаила Веллера. Он сказал, что в вопросе об оружии законодатели заняли сторону бандитов. И тем, и другим категорически не выгодно, чтобы рядовой гражданин мог дать отпор преступному посягательству.

"Блестящий" итог обсуждению подвел автор и ведущий программы Максим Шевченко. Он сказал, что очень хотел бы иметь при себе оружие, но не хочет, чтобы оно было у других. Все прекрасно поняли, что под "другими" подразумевался остальной российский народ.

Впрочем, Максим, как водится, слукавил. У него давно уже есть оружие. Вспомним, как еще в позапрошлом веке классик утверждал, что злые языки страшнее пистолетов.

Назвать программу Максима Шевченко доброй действительно сложно.

Юрий Гладыш

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter