Заступая в очередной раз на должность столичного градоначальника, Юрий Лужков обещал москвичам избегать уплотнительной застройки. Однако в реальной жизни конфликты между строителями и жителями соседних домов, в том числе и на почве "уплотниловки", не прекращаются. Напротив - лишь набирают новые, еще более драматичные обороты.

В прошлом году конфликт вокруг частных домов в Бутове всколыхнул всю Россию и подкинул работы членам Общественной палаты. Сегодня "горячих точек" на карте Москвы уже несколько: противостояние застройщиков с населением идет на северо-западе Москвы, в Кунцеве и около станции метро "Университет".

Начнем с последнего случая. Там первые акции протеста против строительства торгово-развлекательного комплекса у выхода из метро, поддержанные Авангардом красной молодежи, КПРФ и "Яблоком", начались еще осенью прошлого года. Жители считают, что строительство негативно скажется на экологической и криминогенной обстановке в районе, а также грозит разрушением фундаментов и обрушением их домам и даже самой станции метро. Недовольство жильцов вызывает и то, что в связи с деятельностью застройщика – ЗАО "ПРО ЭЛЬ" площадь, прилегающая к станции метро "Университет", уже потеряла свой исторический облик: были уничтожены зеленые насаждения, может исчезнуть "с глаз долой" красивый наземный вестибюль, являющийся памятником архитектуры.

Никакие обращения жителей в районную управу и другие инстанции положительного эффекта не дали, и потому протесты возобновились на минувшей неделе. Митинги жителей соседних домов собирали до 500 человек, и в этот раз их поддержали еще и активисты "Другой России", НДСМ, СПС и ДПНИ. Во время одной из акций "охрана стройки" пыталась похитить одного из активистов, однако гражданам удалось его отбить и даже сломать установленные ограждения.

Вторая история связана со строительством компании "Дон-строй" в Северо-Западном административном округе, в районе улице Бирюзова, 41. Дело в том, что стройка расположена недалеко от Института Курчатова, который складировал в окрестностях радиоактивные отходы. Жители утверждают, что во время строительных работ контейнеры с отходами были вырыты из земли и вывезены, из-за чего радиационный фон уже превышает норму. На акцию протеста 19 июля вышло около 60 жителей соседних домов, которых поддержали активисты АКМ во главе с Сергеем Удальцовым, КПРФ, участники московского Союза жилищных активистов. Они вызвали экологическую милицию, блокировали въезд на стройку и пытались возвести баррикаду из строительного мусора. Что самое интересное в данном случае – ранее сам префект СЗАО Виктор Козлов во время навязанного ему жителями во время пикета "принудительного диалога" высказался о законности строительства довольно двусмысленно.

Наконец, настоящая драма произошла с 18 по 20 июля в Кунцеве на улице Академика Павлова, где прямо во дворе, на месте детской площадки, дворового стадиона и парковой зоны решили соорудить 22-этажную "элитную" башню. Жильцы соседних домов были возмущены не только тем, что у них отнимается жизненное пространство, но и тем, что они понесли ощутимые материальные потери – уже было снесено несколько гаражей без выплаты компенсации владельцам. Также люди откровенно напуганы возможным разрушением "геологической подосновы" района: по их мнению, из-за этого их старенькие дома могут запросто сползти в выкопанную воронку, как это происходит сегодня в районе Трубной улицы. Они говорили, что уплотнительная застройка во дворе также незаконна и явно противоречит заверениям московского мэра во время церемонии его инаугурации Во время акций протеста местных жителей также поддержали лидеры и активисты самых разных политических сил: лимоновцы, дежурившие на стройке ночами, представители движения "Народ" в лице Петра Милосердова, партии "Яблоко" в лице депутата Мосгордумы Сергея Митрохина, партии "Справедливая Россия" в лице депутата Госдумы Александра Лебедева.

Строительные рабочие, справедливо опасаясь реакции местных жителей, начали разгрузку бетонных блоков лишь в присутствии милиции и ОМОНа. В ответ жители сбежались со всего микрорайона, начали ложиться под бульдозеры. "Доблестная" милиция, как и следовало ожидать, в очередной раз встала на сторону строителей – в результате столкновений пострадало около 15 человек, в том числе трое довольно серьезно.

Жителям при поддержке депутатов и политических активистов все же удалось добиться "отступления" строительной техники с площадки. Однако эта победа оказалась тактической: столкновения продолжились и в ночь на пятницу, когда вновь приехавшие милиционеры объявили "незаконным пикетом" несколько установленных ими палаток. В адрес жителей также поступают угрозы отключить электричество в их домах.

Во всех трех случаях, как, впрочем, и еще в нескольких "конфликтных" случаях – например, на перекрестке Кастанаевской и 2-й Филевской улиц, где застройщики одержали-таки победу, прослеживается более-менее сходная картина. Налицо именно "уплотнительная" застройка, когда многоэтажные махины возводятся чуть ли не "окно в окно" с соседними домами, лишая их жильцов света и воздуха и нарушая нормы инсоляции. Строительные документы застройщиков вызывают сомнение, и потому жильцам иногда удается перенести конфликты в "вялотекущую фазу", когда на протяжении нескольких лет идет препирательство в органах местной власти и в судах. Но, увы, часто победа остается за застройщиками, за спиной которых часто стоят крупные чиновники, и начинается строительство. В его ходе неизбежно страдают фундаменты стоявших по соседству долгие годы домов, появляются трещины в стенах. И реальное, а не "инвестиционное" для в общем-то незначительной прослойки толстосумов, жилье тысяч простых москвичей неизбежно деградирует, перетекая в категорию аварийного.

В итоге сама "престижная" жизнь в Москве становится не просто некомфортной, но все чаще начинает напоминать настоящий ад, особенно для "маленького человека". Для того, у которого нет ни виллы на Рублевке, ни особняков на Лазурном берегу или на скалах солнечной Адриатики, куда "в случае чего" всегда можно будет унести ноги из "этой страны, где лишь делаются деньги".

Недавно на радиостанции "Эхо Москвы" обсуждалась еще одна "замечательная" инициатива московских властей: планы строительства новых дорог на эстакадах над крышами пятиэтажек. Фактически, типовое жилье, оцененное "перегретым" покупкой инвестиционных квартир рынком недвижимости уже в три-четыре тысячи условных единиц за квадратный метр, переходит в категорию "подземного". И в этом подземелье, по логике чиновников, должны рождаться здоровые и пригодные для "призывного рабства" дети, должны счастливо доживать на грошовые пенсии старики, должен восстанавливать свои силы пресловутый "офисный планктон. В подземелье с вырубленными скверами, с "уплотнительно застроенными" бывшими детскими площадками и дворовыми стадионами, затененном стенами "элитных" домов похлеще питерских дворов-колодцев и задыхающемся от выхлопных газов с поднебесных эстакад.

К слову о Питере – не только Москва, но и город на Неве все чаще страдает от проблем, связанных с уплотнительной застройкой. Очевидно, в скором времени "та же песня" может прозвучать и над дворами Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону и других миллионников. И "маленькому человеку" уже не будет жизни не только в "зажравшейся" столице, но и в других мегаполисах.

Маленький человек невольно страшится подобной участи и потому все чаще начинает протестовать против произвола чиновников, решающих за него его же судьбу, его же право на жизнь. Люди уже не просто выходят на митинги, но и начинают крушить заборами блоки бетонных ограждений, ложатся под будьдозеры, не страшатся ОМОНовских дубинок, ибо грядущая неизбежная смерть от удушья в клетушке-"хрущобе" с покрытыми сетью трещин стенами еще страшней, мучительней и бесславней.

Дорогая земля городов-миллионников открывает чиновникам море соблазнов в сфере "уплотниловки". Рынок недвижимости, перегретый скрытой инфляцией, когда лучшим инвестиционным инструментом становится не вклад в банке или покупка акций, а вложения в пустующие годами квартиры, приносит строителям миллионные барыши. Простым людям же достается очередное горе и головная боль, и потому все учащающие акции протеста в недалеком будущем грозят перерасти масштаб "дворовых" боев местного значения, обернуться единой акцией протеста тех, кому уже будет нечего терять – даже доступа к солнцу и воздуху. Интересно – задумываются ли "наверху" о подобной перспективе?

Сергей Петрунин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter